«Радуйтесь, что вы есть!» Клара Малышева отпраздновала свое 85-летие на сцене Большого театра

Замечательная традиция Большого театра Беларуси – праздновать юбилеи своих легендарных артистов. Тех, кто когда-то блистал на этой сцене. Кто играл в оркестре, восхищая публику своими экспрессивными соло. Создавал декорации и сами спектакли.

Народная артистка БССР Клара Николаевна Малышева – из тех легенд. Одна из лучших белорусских балерин, легендарная, выдающаяся, знаменитая – это все эпитеты из вчерашних поздравлений в честь ее 85-летия.


Казалось бы, всего 12 лет – с 1965 по 1977 год она танцевала на сцене Большого. А целая эпоха – эпоха хореографа Отара Дадишкилиани, который был ее мужем, а она его музой, вдохновительницей и воплотительницей на сцене его лучших хореографических идей.

К слову, Отар Михайлович в свои 97 лет еще работает режиссером-постановщиком Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина.

– Недавно возобновил балет Спартак, – рассказывает их дочь, также балерина, заслуженная артистка Республики Беларусь Нателла Дадишкилиани. – У него прекрасная память и светлый ум.

Клара Николаевна в свои 85 лет тоже продолжает служить искусству. После выхода на балетную пенсию она 15 лет была художественным руководителем Минского хореографического училища (ныне Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж) и до сих пор там преподает.

– Мама ведет классы с японцами, которые учатся в колледже, — говорит Нателла Дадишкилиани. – Когда болят ноги, вызывает такси.

Япония и японцы – особая глава в педагогической карьере Клары Малышевой. По приглашению японских властей она с 1988 по 2005 год ежегодно проводила мастер-классы в разных городах страны. На японской балетной сцене выступает больше тысячи ее выпускников. За заслуги перед японским искусством Клара Малышева награждена Орденом Восходящего солнца – это третий по статусу орден, которым когда-то награждались только подданные японского императора и только мужчины. 

Но главные заслуги Клары Малышевой не перед Японией, а перед Беларусью, хотя родилась и училась она в России, в поселке Память Парижской Коммуны Борского района Нижегородской области.

– Заниматься хореографией я начала в 1945 году в Нижнем Новгороде. – рассказывает Клара Николаевна. – Я училась у педагогов, которые приехали из Москвы и Ленинграда. Но когда война закончилась, здание оперного театра оказалось слишком тесным, и нас оттуда попросили. По просьбе наших руководителей к нам приехала отборочная комиссия, и нас – 15 человек – отправили на учебу в Пермское хореографическое училище.

Тиль Уленшпигель
К слову, этот отбор – о чем умалчивает Клара Николаевна – был достаточно жесткий: 150 человек и 15 мест. Так в 15 лет Клара Малышева оказалась в классе Екатерины Николаевны Гейденрейх, которая в юности танцевала в Мариинском театре, а позже преподавала в Ленинградском хореографическом училище (ныне Академия русского балета имени А. Я Вагановой). Волею судеб она во время войны оказалась в Молотове (тогдашнее название Перми) и основала тамошнее хореографическое училище, став его первым художественным руководителем.

По окончании училища Клара Малышева вернулась в родной город.

– В Горьковский театр меня взяли сразу солисткой, – продолжает свой рассказ Клара Николаевна. – А в 1957 году приехал Дадишкилиани, и мы с ним отправились в Челябинск, где я успешно танцевала весь репертуар и удостоилась звания заслуженной артистки России. В 1964 году Дадишкилиани поставил в Минске балет «Спартак», и год спустя его пригласили главным балетмейстером. Так что я в Минске с 1965 года.

Дон Кихот. Клара Малышева и Валерий Миронов.
Клара Николаевна принесла с собой высочайшую культуру, которая так характерна для ленинградской школы. Джулия в «Альпийской балладе», Невзира в «Избраннице», Неле в «Тиле Уленшпигеле»… Да-да, Отар Дадишкилиани в 1960–1970-е годы поставил в Минске все балеты Глебова, кроме самого первого – «Мечта» и самого последнего – «Маленький принц». Больше того – «Альпийскую балладу» он в 1972 году поставил в Челябинске, и Клара Малышева приезжала и танцевала. А еще была Доврская дева в «Пер Гюнте», Китри в «Дон Кихоте» и многое другое.

– Я благодарен вам за то, что в первой половине моей работы в театре вы были моей партнершей – скажем так, играющим тренером. Вы репетировали со мной и танцевали со мной, и я, конечно же, очень много приобрел под вашим руководством, к слову, достаточно жестким, – сказал, обращаясь к Кларе Малышевой, главный балетмейстер Большого театра, народный артист Беларуси Юрий Троян. 

Перед началом спектакля «Дон Кихот», который театр посвятил юбилею Малышевой, состоялась маленькая торжественная церемония, завершившаяся долгими овациями. 





А потом был балет, в котором ослепительно ярко блистали наши таланты. Те, кто учился уже здесь, в Минске, у наших выдающихся педагогов, которые в своем большинстве прошли российскую школу. Народная артистка Беларуси Ирина Еромкина (Китри), которой подвластно, мне кажется, все – любые эмоции от комедии до глубочайшей драмы, любые стили и техники. Заслуженный артист Республики Беларусь Константин Героник (Базиль) – элегантный, гибкий, с мощным и легким прыжком. Яркие балерины Марина Вежновец, Татьяна Уласень, Ксения Ржевская. Да что там говорить – все участники этого великолепного спектакля, который тоже, между прочим, поставил Валентин Елизарьев. Пусть на основе классической хореографии Горского и Голейзовского, но собственный стиль Елизарьева тоже присутствует – то в особом движении руки, то в виртуозной поддержке, а больше всего в общем тоне и смысле этого праздничного, яркого представления.


– Будьте здоровы, и чтобы были у вас успехи. У каждого свои успехи! – сказала, обращаясь со сцены к зрителям, Клара Малышева. – Радуйтесь всему! Радуйтесь, что вы сейчас есть. Спасибо вам. Я счастлива и благодарна всем, кто сделал так, чтобы я через столько лет появилась на этой прекрасной сцене.


Спасибо вам, Клара Николаевна, и за эти мудрые слова, и за ваших учеников, которых так много в Большом театре, и за радость, которую вы дарили белорусам, когда танцевали на сцене. Мы помним, даже если не видели своими глазами, и это особая, высшая, духовная память. Пока она есть, жива и душа, и это великое счастье. 

juliaandr@gmail.com

Фото предоставлены Большим театром Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter