Радуница - род и радость

Толкований названия и истории этого праздника множество
ТОЛКОВАНИЙ названия и истории этого праздника множество, но мне по душе именно эти два славянских корня. В нашем роду, к слову, две традиции переплелись. У мамы, что родом из Чериковского района, принято было навещать могилы близких и поминать усопших именно на Радуницу. Отец родился на Лепельщине, там соседи и родня собираются на кладбище на Троицу, но и про весенний праздник знают. А на Полесье девятый день после Пасхи нарекли своеобразно — Дедами радостными.



В эти дни и в самом деле светлая грусть перемежается с радостью. Как правило, выходные длинные, и каждому хватает времени, чтобы навестить свою малую родину. Открываются все границы — свободно можно въехать в зону отселения и отчуждения, где чернобыльская беда «колючкой» преградила дорогу к местам упокоения предков. Или перейти навстречу близким из Украины и России через специально распахнутые на это время пункты упрощенного пропуска на границе. Все мы как будто становимся ближе, живущие далеко и на соседней улице, живые и мертвые.

На кладбище в деревне Дубровка Чериковского района, где похоронены мои предки по линии дедушки, принято было застелить скатертью каждую могилку, покатать на них несколько оставшихся после Пасхи красных яиц, поговорить с ушедшими близкими. Каждый год собирались родные, соседи, друзья, и многие ждали эту встречу с огромным нетерпением и радостью. Правда, не секрет, что большое чернобыльское переселение наложило свой отпечаток на эти традиции, ведь столько людей оказалось далеко от родных могил. Мне запомнилось, как в подростковом возрасте ездила с родными на то кладбище, навещали и чериковский погост. Старшие не могли наговориться с бывшими односельчанами, многие из которых приехали чуть ли не за тысячу километров, делились новостями о рождениях и свадьбах, вспоминали былое…

Кстати, на городских кладбищах, особенно крупных, все по-иному. Знакомая на днях рассказала, что долгое время понятия не имела, что за девушка похоронена рядом с ее мамой на одном из минских погостов. Оказалось, молодая стюардесса. А в деревнях по знакомым холмикам с крестами узнаешь, чьи дети и внуки приехали навестить предков. Это наша культура и наши корни, благодаря которым появляется сила для роста свежих веточек — новых поколений белорусов. Здесь собираются кланы, двоюродные и троюродные братья и сестры, продолжается нить жизни. Кстати, мне было странно узнать, что в той же России Радуница — не выходной день. В наших же краях даже в богоборческое советское время, как вспоминает мама, люди правдами и неправдами отпрашивались с работы и отдавали долг памяти близким.

На Радуницу христиане как бы разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с теми, кто покинул наш мир. Эти светлые чувства должны вытеснить печаль о временной разлуке с родными. Мне всегда вспоминаются на кладбище добрые дела тех, кого уже нет. К примеру, покойная тетя Лариса жила очень тяжело, бедно, не повезло и с мужем, и с сыном, тянула практически одна внука. Но на Пасху непременно пекла булочки-бантики, отрезала несколько колец могилевской колбаски и везла мне, в то время бедной студентке. Светлая память доброму человеку. Не нужно слез — мы везем на кладбище цветы, ведь Радуница — время радости.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter