Радуга на колесах

Восемь  раз  в  неделю  психологи  фонда  «SOS-детская  деревня»  привозят  праздник  в  приюты и  детские  дома  столицы

Восемь  раз  в  неделю  психологи  благотворительного  фонда  «SOS-детская  деревня»  привозят  праздник  в  приюты и  детские  дома  столицы

Разукрашенный во все цвета радуги автобус подъезжает  к приюту. Нас уже ждут. Притихшие дети высыпали в коридор и наблюдают за приготовлениями. Кто с интересом, кто настороженно. Ребята постарше смотрят на нас скептически, мол, ничем не удивите. А зря! Удивлять будем по максимуму.

Проект «Радужный автобус» благотворительного фонда «SOS-детская деревня» появился больше полугода назад. За это время он охватил большинство приютов, детских домов, больниц и школ Минска. «Водители» необычного автобуса, три мои веселые симпатичные попутчицы Инна Музычина, Ирина Ефимчик и Галина Тесленок — педагоги-психологи благотворительного фонда. Они уже привыкли восемь раз в неделю дарить радость тем детям, которые давно забыли, что такое настоящий праздник.

— «Радужный автобус» — это мобильный социальный центр, — по дороге к пункту назначения рассказала Ирина. – Четыре дня в неделю, дважды в день мы устраиваем для ребят из разных учреждений обучающе-развивающие игры и представления.

Сценарий праздника появился, можно сказать, прямо на моих глазах: девушки обычно обсуждают и составляют его на ходу. Благо обстоятельства позволяют: в задней части автобуса находится все необходимое для организации мероприятия — многочисленные коробки с рабочим материалом. За два-три часа игры обычно охвачена малая толика того, на что рассчитан «боевой арсенал» автобуса. Здесь можно найти все: начиная от фломастеров и красок и заканчивая напольной ширмой для кукольного театра и импровизированной цирковой ареной.

Будь на дворе лето, мы обязательно направились бы в парк или лагерь, но поскольку температура воздуха «за бортом» отнюдь не летняя, устроили праздник в одном из приютов Минска.

Пропуском на территорию игры служит беджик с именем, прикрепленный к одежде. Ребята робко, но с любопытством заходят в приготовленную нами комнату. Через несколько минут от этой робости не остается и следа: по команде психологов дети с азартом пародируют животных, корчат рожицы, играют в «кричалки».

— С помощью таких упражнений мы помогаем детям раскрепоститься, — поясняет Ирина. — Обычно их все пытаются успокоить, сдержать: учителя — в школе, воспитатели — в приюте. Эти ребята очень зажаты. Мы же даем им возможность покричать, выплеснуть заблокированные энергию и эмоции.

Наравне с детьми во всех играх участвуем и мы. Совсем скоро возрастная грань стирается, без следа пропадает настороженность, и нас принимают за своих. С разных сторон то и дело слышится: «Галя, так нечестно, Паша уже водил! Я тоже хочу!» или «Это мы с Ирой отгадали эту загадку!»

— Здесь реализуется еще одна цель проекта, — говорит мне Ирина Ефимчик, — а именно позволить детям увидеть, что общаться со взрослыми можно на равных, понять, что это приносит удовольствие. Ребята становятся более доверчивыми и открытыми, причем чаще всего остаются такими и впоследствии.

Дальше начинается самое интересное. Сегодня мы открываем собственный кукольный театр. Одна лишь проблема: нет главных героев. Вот тут детям предлагается их смастерить самим. Не такое это, оказывается, легкое дело — с помощью бельевой прищепки и цветной бумаги сделать бабочку… Здесь начинаются элементы творчества — обязательный компонент развивающих игр. В комнате слышны лишь сосредоточенное сопение, звук разрезаемой бумаги и редкие реплики. «Галя, у меня лягушка не получается…» — просит помощи у психолога девятилетний Паша. «Ты не тем цветом льва рисуешь, давай помогу», — это Лиза учит маленькую Кристину. Леша мастерит солнышко, Лолита разукрашивает маску, я рисую сказочный замок, а четырехлетняя Настя периодически мне мешает, пытаясь сделать фломастером макияж… Главное — все заняты, объединены общим делом. Даже самая старшая, пятнадцатилетняя Маша наконец-то поддалась общей атмосфере — сочиняет текст к будущей сказке.

А теперь — сказка. У каждого своя роль: кто — сказочник, кто — принцесса, есть даже горошина и… пень. Все дети играют с азартом, буквально на наших глазах раскрываются, словно маленькие бутоны. У каждого свой характер: один стремится быть лидером, другому, наоборот, привычнее быть в тени, кто-то не по-детски серьезен, а кто-то — по-детски открыт и наивен. Но за эти два часа каждый из них побывал главным героем, и все стали друзьями.

— Многие из этих детей живут в семьях, где на них никто не обращает внимания, — с грустью говорит Ирина Ефимчик. — Поэтому цель нашего проекта — не просто развивать и учить каждого ребенка через игру, а повышать их самооценку, позволяя чувствовать себя признанными и успешными.

Два с половиной часа пролетели незаметно. За окном темнеет, и мы раскладываем вещи по коробкам.

— А вы к нам еще приедете? – дергает Галю за рукав маленький Паша, мастеривший лягушонка.

— Конечно, приедем. Мы ведь теперь друзья, правда? – нежно треплет мальчика по русой головке Галина Тесленок.

Коробки загружены в автобус цвета радуги. Дети на прощание машут нам руками. Даже ребята постарше вышли попрощаться. С легкой грустью выезжаем с территории приюта, чтобы скоро опять сюда вернуться. Ведь нельзя допустить, чтобы дети забыли, что такое настоящий праздник.

На снимке: воспитанники приюта готовятся к открытию собственного кукольного театра. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter