В Молодечненской центральной районной больнице используют все методы, спасая жизни пациентов с коронавирусом

«Радует выписка каждого пациента»

COVID-ассоциированные пневмонии разной степени тяжести сегодня основной фронт работы инфекционного отделения № 3 больницы № 1 Молодечненской ЦРБ. Корреспонденты «Р» узнали, как здесь спасают пациентов с коронавирусом.


На лечение — всей семьей 

В инфекционном отделении № 3 проходят лечение пациенты от 18 лет из Молодечно, Вилейки, Мяделя, Жодино. Среди пострадавших от коронавируса встречаются и люди старше восьмидесяти. Но основной поток поступающих — больные от 40 до 60 лет с пневмонией средней тяжести. Кроме того, сюда переводят пациентов на долечивание после реанимации.

Алла ДУДАРЕНКО
Иногда в больницу попадают всей семьей. Заведующая отделением Алла Дударенко вспоминает случай: 

— Сразу поступила женщина, спустя некоторое время привозят ее мужа, а чуть позже — их сына с бабушкой. 

Но даже в одной семье, обращает внимание врач-уролог Дмитрий Катляр, коронавирус ведет себя неодинаково:

Дмитрий КАТЛЯР,

— Вот лечатся муж с женой. У мужа ПЦР-тест положительный, а у жены — отрицательный. При этом клиническая картина схожа. Но муж болеет тяжелее. Был случай, когда жену перевели в реанимацию, а мужа выписали.

По наблюдениям врачей, тяжелее всего болеют люди с нарушением жирового обмена. 

Алла Дударенко — врач общей практики. Инфекционные болезни ей ближе, чем врачу-урологу Дмитрию Катляру, которому потребовалось время, чтобы адаптироваться к непривычной роли инфекциониста: 

— Столкнулся с абсолютно новым видом работы, сложным. Заведующая посвятила в нюансы. Первую неделю приезжал домой поздно вечером выжатый как лимон. Работа в средствах защиты изрядно добавляет усталости. С больными ты в красной зоне, документы заполняешь в зеленой. А потом внезапно возникает идея, как лучше что-то сделать для пациента, и нужно снова переодеваться, чтобы ее воплотить. Отсутствие быстрого прямого контакта, зональные границы — это неестественно и для врача, и для пациента. Но мы вынуждены так работать, чтобы соблюдать все меры безопасности. Благодаря этому в больнице я себя чувствую защищенным. 

— Наша администрация заботится об одноразовых средствах индивидуальной защиты, — обращает внимание Алла Дударенко. — Они у нас есть в достаточном количестве. 

Неожиданности от «короны»

В условиях эпидемии специалисты работают более месяца, но коронавирус не перестает удивлять. 

— Больше всего поражает его непредсказуемость, — делится наблюдениями Дмитрий Валентинович. — Заболевание, со слов больных, начинается на ровном месте. Они даже не могут определить, где и как заболели. В некоторых случаях этот вирус оказывается абсолютно безвредным, в других — убивает. Что ни делай, а состояние человека ухудшается. Или, наоборот, на КТ находят воспалительные изменения, а у пациента ни температуры, ни других признаков болезни и самочувствие в целом неплохое. 

— Случается, по обследованию видишь нетяжелую картину, а заболевание протекает очень тяжело, — поддерживает коллегу Алла Дударенко. — Анализы не всегда отражают степень тяжести состояния. Все очень индивидуально.

Одна из составляющих успеха в лечении COVID-19 — КТ-диагностика. Если раньше пациентов направляли на компьютерную томографию легких в Вилейку, то теперь это исследование будут проводить в Молодечно. 

В истории с COVID-19 как никогда многое зависит от взаимодействия врача и пациента, не сомневается Алла Дударенко: 

— Доктору нужно вовремя понять, что пациент нуждается в кислородной поддержке. Уже на этапе госпитализации уделяем каждому большое внимание. Важно, чтобы больной услышал доктора и выполнял все рекомендации: лежал на животе, соблюдал питьевой режим, а выздоравливая, делал дыхательную гимнастику. 

Невыполнение предписаний доктора иногда заканчивается для больного переводом в реанимацию. Иной раз — повторно. 

Но в потоке тяжелой рутинной работы случаются у медиков и радостные сюрпризы. 

— Было очень приятно, когда однажды в пятницу нам привезли горячие обеды волонтеры из вьетнамского кафе, — признается врач-уролог Дмитрий Катляр, соскучившийся по урологической практике. — Хочется поскорее вернуться к своему делу, чтобы оперировать. Навыки важно поддерживать. 

— Приносит большое удовольствие, когда самочувствие пациентов восстанавливается, они идут на поправку и мы их выписываем домой или отправляем на долечивание, — говорит Алла Дударенко. — Радует выписка каждого пациента. 

Как долгосрочный прогноз погоды

В инфекционное отделение № 3 также переводят пациентов после реанимации. Для пациентов с COVID-19 в больнице № 1 открыли 12 реанимационных коек. Некоторые пациенты с коронавирусом болеют очень тяжело.

Петр ШУГАЛО
Заведующий отделением реанимации № 1 Петр Шугало вспоминает первых поступивших больных: 

— Сначала к нам попала женщина, а потом из инфекционного отделения перевели ее мужа. Супруги были в крайне тяжелом состоянии: низкая сатурация, одышка, высокая температура, жалобы на общую слабость. Анализы подтвердили у них коронавирус, обследование показало пневмонию. Мужчина находился в реанимации недели две, его жена — меньше. К счастью, все закончилось благополучно. 

Неизвестность — то, что сразу беспокоило медиков больше всего: 

— Мы встретили абсолютно новую инфекцию. И это вызывало тревогу, хоть и были подготовлены как в плане организации работы, средств защиты, так и по части информированности по лечению. Применяем комбинированную терапию, препараты, с которыми столкнулись впервые. Лечим, исходя из международных рекомендаций, а также используем опыт наших специалистов, которые периодически консультируют. В Viber есть чат реаниматологов области, где мы с коллегами советуемся.

Петр Петрович сравнивает непредсказуемость COVID-19 с переменчивостью погоды, когда далеко вперед не загадывают: 

— Инфекция тяжелая. Трудно и пациентам, и медикам. Прогнозировать течение болезни очень сложно, много подводных камней. Сильно обостряются все хронические заболевания. И как себя поведет сахарный диабет или хроническая сердечно-сосудистая недостаточность, порой не предугадать. Бывает, кажется, все уже хорошо, собираемся переводить человека в отделение, а тут раз — и осложнение: кровотечение, инфаркт или инсульт. Очень велика вероятность тромбозов. Мы даем антитромботические препараты, но порой у больного все равно случается тромбоз. Положение, в котором необходимо находиться больным, неестественное. Заставляем лежать их на животе с подачей кислорода. Непонятно, в чем загвоздка, но нередко два человека с совершенно одинаковой клиникой переносят болезнь по-разному. 

Еда, бумажная на вкус

Очень частая жалоба пациентов Петра Шугало — отсутствие запаха и бумажная на вкус еда: 

— Женщины, как правило, говорят: «Ой, я запаха кофе не чувствую». А про еду — «как трава», «как бумага». Спрашиваешь: «А вы ели траву или бумагу?» Нет, говорят, но — трава. Все продукты для них одинаково безвкусные. Но чувство вкуса восстанавливается быстрее, чем обоняние.

В реанимации № 1 есть пациенты на искусственной вентиляции легких. Кого-то успешно сняли с аппарата. За других борьба продолжается. 

— Для того чтобы обеспечить газообмен, используем кислородную поддержку, прон-позицию. Если эффективное дыхание отсутствует, подключаем больного к ИВЛ. Через какое-то время переводим с ИВЛ обратно, количество позитивных примеров растет. 

Нескольким больным в крайне тяжелом состоянии переливали плазму. Петр Петрович отмечает, что в комплексе с другими методами эффект от плазмы есть. 

Анжелика СИНЯВСКАЯ
Старшая медсестра-анестезист Анжелика Синявская только что из красной зоны. Не скрывает: устала. В реанимации не бывает легкой работы, но эпидемия принесла дополнительные трудности. Анжелика Юрьевна обычно заходит в красную зону последней. Она, как старшая, следит, чтобы медсестры и санитарки оделись правильно: 

— В ПЧК работать, конечно, тяжелее. Респиратор не снимаем. В зоне находимся по три-четыре часа, потом перерыв — и снова на три часа. Уже привыкли. 

Медсестры реанимации при пациентах всегда. На одну медсестру приходится трое больных. Каждому нужно обеспечить уход, кормление, выполнить назначения. Пациентов с коронавирусом нужно поворачивать. На помощь приходят и санитары, и врачи. Работает целая команда. 

А усталость Анжелика Юрьевна снимает дома. Признается, что самый эффективный переключатель — заботы о детях. 

kasiyakova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter