Радости от сладостей

Гомельские кондитеры прекрасно осознают: чтобы постоянно поддерживать внимание потребителя, необходима не только хорошо продуманная маркетинговая политика, но и постоянная забота об обновлении ассортимента

Гомельские кондитеры прекрасно осознают: чтобы постоянно поддерживать внимание потребителя к полюбившимся конфетам, шоколаду, печенью, пирожным и другим изделиям (а их выпускается около 350 наименований), необходима не только хорошо продуманная маркетинговая политика, но и постоянная забота об обновлении ассортимента.

С этой целью в ноябре минувшего года на фабрике запущена новая установка и налажено  производство  шоколада с крупными добавками – цельным фундуком, миндальным орехом, кешью, арахисом, изюмом. На ХIII Международной выставке-ярмарке продовольственных товаров «Продэкспо-2006» в Москве, что проходила в первом квартале этого года, фабрика отмечена золотой медалью этого престижного форума, в котором участвовало около 2000 производителей из 61 страны. Медаль пополнила внушительный перечень наград гомельского производителя сладкой продукции. Но останавливаться на достигнутом здесь не намерены. В борьбе за потребителя только в минувшем году предприятие выпустило 37 новых видов изделий. Продолжением поиска нового стала недавняя установка линии для глазирования и декорирования конфет. Прекрасные вкусовые качества и привлекательную упаковку новых шоколадных изделий –  «Настенька», «Стюардесса», «Чараўніца», «Каприз»,  печенья «Буренушка», целой гаммы карамелей «Хиты» с различными ароматами  уже оценили истинные сладкоежки. Вот-вот в продаже появится пористый шоколад с повышенным (до 72 процентов) содержанием какао-бобов, изделия с содержанием изомальта (заменителя сахара) для больных сахарным диабетом. Хитом же нынешнего сезона, полагают гомельские кондитеры, должен стать килограммовый шоколад, упакованный в оригинальную крафт-бумагу. Изготовленные вручную эксклюзивные экземпляры «тяжеловеса» в фирменном магазине «Спартака» разошлись мгновенно. Скоро килограммовый шоколад выйдет «в серию» — на предприятии завершается монтаж нового бельгийского оборудования для его производства. В ближайших планах коллектива — запуск новых линий по производству брендового продукта — «Московских хлебцов» с уникальным набором компонентов; ни одно из кондитерских предприятий республики подобного не выпускает. Следующим шагом станет закупка и установка в новом производственном корпусе оборудования для производства конфет ассорти… 

Вспоминая о созданном в далеком 1924-м прародителе «Спартака»—фабрике «Просвет», выпускавшей кроме халвы, карамели, конфет «Раковые шейки» … конторские книги, тетради, безалкогольные напитки и другие нужные вещи, — понимаешь, что о сравнительных параметрах речь вести трудно. От нескольких сотен на заре образования   до 28 879 тонн сладкой продукции, выпущенной «Спартаком» в 2005 году, и почти 17 тысяч тонн  за семь месяцев этого года — таковы семимильные шаги развития предприятия.  Сомневаться в качестве спартаковских изделий также не пристало, ведь ставка в производстве их полностью сделана на натуральное сырье и компоненты. Это подтверждают и итоги всесторонних экспертиз и дегустаций специалистов международного уровня, внедрение систем менеджмента качества СТБ ИСО 9001-2001, фабрикой получены сертификаты анализа риска и критических точек – НАССР, управления окружающей средой (свидетельство экологической безопасности производства) СУОС. Однако ряд проблем в реализации продукции как на внутреннем, так и внешних рынках испытывают сегодня гомельские производители сладкой продукции. 

— Нас волнует экспансия на белорусский  рынок аналогичной  российской и украинской продукции, — говорит директор по продажам и маркетингу СП ОАО «Спартак» Андрей Желанов. — Отсутствие в той же России ввозной пошлины на какао-бобы, недорогая рабочая сила и энергоресурсы, свобода в выборе поставщиков сырья, а зачастую и менее жесткие, чем у нас, требования к качеству делают российские шоколад и конфеты более дешевыми. Несколько пошатнулись наши позиции, особенно на российском рынке, с введением нового принципа взимания НДС – по стране назначения. Теперь за возвращение утерянных связей  приходится упорно бороться. При активной поддержке зарубежного инвестора в лице крупного американского бизнесмена Марата Новикова, владеющего более чем 36 процентами акций «Спартака», а также государства в лице концерна «Белгоспищепром» ставка на российском направлении в последнее время сделана на кооперацию с другими отечественными производителями кондитерских изделий – «Коммунаркой», фабриками «Слодыч», «Красный пищевик», «Красный мозырянин». Общими усилиями в Москве в первом квартале текущего года было открыто торговое представительство белорусских производителей кондитерских изделий «Белкондитер». Сегодня уже можно говорить о первых плодах его деятельности: за 7 месяцев текущего года реализовано 5226 тонн различной продукции «Спартака», почти на 500 тонн больше, чем за аналогичный период 2005 года. 

Понятно, что удержаться на этих рынках нелегко, даже имея стойкость древнеримского героя, имя которого носит гомельское СП. Иллюстрацией сказанному может служить история, случившаяся в феврале этого года во время участия гомельских кондитеров в 36-й Международной выставке «Конфеты и печенье», прошедшей в Кельне.  При обсуждении гомельчанами вопроса покупки нового технологического оборудования поставщик  обязывался показать его в работе на одном из местных предприятий.  Немецкие кондитеры, однако, отказали в экскурсии. Как-никак конкуренты! Из этого ряда и возникшая недавно проблема на российском рынке, где стараниями членов холдинга «Объединенные кондитеры» введен запрет на использование товарных знаков продукции российских производителей кондитерки другими поставщиками. В итоге, сетуют руководители «Спартака», часть нашего ассортимента, даже выпускаемого десятилетиями, в соседней стране оказалась вымытой, поскольку изменение названия – процедура очень длительная и порядком забюро­кратизированная. Тем не менее география поставок продукции гомельчан сегодня остается достаточно широкой — Германия, Россия, Азербайджан, Армения, Украина… Но предметом особой гордости коллектива «Спартака» является прорыв на предельно насыщенный американский рынок, куда только в минувшем году через официального дистрибьютора – фирму «Десли» — отгружено более 200 тонн разнообразных кондитерских изделий. 

— В зависимости от спроса регулярно корректируем структуру производства, а упор на работу через свои торговые представительства, прямые продажи все больше делаем и на отечественном рынке, — говорит первый заместитель генерального директора СП ОАО «Спартак» Тамара Подзерун. – Так, только в столице республики имеем около 800 организаций, с которыми заключены прямые договоры, 360 таких насчитывается в Гомеле, 150 – в Могилеве. С торговыми организациями у нас отношения складываются достаточно непросто. Например, «Спартак» не может пополнить значительную сумму оборотных средств из-за несвоевременных расчетов торговли, особенно предприятий потребкооперации за поставленную продукцию. Принятая в республике постановлением Совмина практика квотирования помогает, но коренным образом проблемы не решает… 

На поверку кондитеры сегодня вынуждены работать в режиме своеобразных «ножниц». С одной стороны, под разработанные для торговли объемы выборки и экспорта фабрика постоянно наращивает объемы производства, с другой – доведенные объемы квот торговые предприятия регулярно не осваивают. По данным экономической службы «Спартака», только за 7 месяцев этого года на складах предприятия залежалось около 700 тонн не отгруженной по квотам продукции. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter