Как православные будут отмечать Пасху в этом году

Радость жизни

У православных завершается Страстная седмица, а 24 апреля — главный праздник церковного календаря — Пасха. 

Перед тем как прославить воскресение Христа, будут идти важные, но необычные по своей сути богослужения в храмах. 

Великий пяток — в этот самый скорбный день христиане вспоминают страдания и смерть Иисуса Христа. В храмах совершаются вынос Плащаницы и чин погребения. Верующие молятся Господу, лежащему во гробе. 

Однако уже в Великую субботу начинается переход от «смерти к воскресению». Это видно даже по облачениям священников: богослужения они начинают в темных одеждах, но уже в середине выходят из алтаря в белом, чтобы прочитать Евангелие о воскресении Христовом. Христос даровал нам победу жизни над смертью. В субботу в храмах освящают праздничную снедь. 

В ночь на воскресенье верующие приходят на богослужение, чтобы прославить Воскресшего Спасителя — торжественно, трогательно, радостно. Ночной крестный ход вокруг храма с иконами, хоругвями и свечами напоминает идущих ко гробу Спасителя жен-мироносиц, а закрытые двери церкви — словно камень, которым был прегражден путь в гроб Христа. Символизм присутствует в каждом действии. 

Для тех, у кого нет возможности посетить пасхальные службы, Белтелерадиокомпания организует телетрансляции. 23 апреля в 23:45 на «Беларусь 1» начнется прямая трансляция богослужения в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска. Его возглавит митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

В 23:30 на «РТР-Беларусь» начнется трансляция из храма Христа Спасителя, где службу совершит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Кроме того, в субботу в 13:15 на «НТВ-Беларусь» в прямом эфире можно будет наблюдать за схождением Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Уже к вечеру он будет доставлен в Минск и разойдется по храмам Беларуси. 

В ТЕМУ

В Могилеве в день Святой Пасхи состоится крестный ход по улице Первомайской. Ровно в полдень молитвенное шествие стартует из храма Царственных мучеников. Священство, жители и гости города проследуют до Трехсвятительского собора, где состоится праздничный молебен. Оттуда же в 13:00 начнется крестный ход в Белыничи, где 25 апреля православные отметят праздник Белыничской иконы Божией Матери. 

В Логойске в парке Тышкевичей 24 апреля пройдет пасхальный фестиваль. Православная молодежь райцентра организует концерт с живой музыкой, игры и гуляния, творческие мастер-классы и ярмарку. 

В Гомеле в Городском центре культуры 25 апреля откроют фестиваль «Радость Пасхи». Обещают не только насыщенные концертные программы, но и ознакомительные, паломнические поездки и экскурсии к культурно-историческим памятникам и православным святыням областного центра, циклы книжно-иллюстративных выставок в библиотеках, благотворительные акции и встречи со священнослужителями. 

­КРАСОТА НА ­СКОРЛУПЕ 

Славянские традиции предлагают разные варианты украшения пасхальных яиц. 

♦ Крашенка. Используем метод однотонного окрашивания. Чтобы получить насыщенный алый или даже бордовый цвет яиц, наши предки издавна брали натуральный краситель — луковую шелуху. Впрочем, сейчас чаще используют специальные пищевые красители самых разных цветов. 

♦ Малеванка. Заядлым художникам можно вооружиться классическими красками и представить, что скорлупа — это холст, на котором будут уместны пасхальные сюжеты. 

♦ Драпанка. Если пройтись по окрашенному в один цвет яйцу острым предметом (буквально нацарапать узор), то получится драпанка. При этом белый узор на цветном фоне выглядит эффектнее, но бежевая скорлупа будет прочнее. 

♦ Писанка. Роспись можно предварительно нанести горячим воском и только потом покрасить в какой-либо цвет. Это традиционное мастерство в наши дни набирает популярность. 

♦ Крапанка. Почти то же, что и писанка, но узор не выводится тонкими линиями, а точечно «капается». Ювелирная работа для самых усидчивых! 

КАКИЕ ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ЕСТЬ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?

Александра Кузьмич, Брест:

— С детства Пасха ассоциируется с обновлением, чистотой, чем-то светлым и добрым. Меня воспитывали бабушка и дедушка — люди дореволюционной закалки. Помню, как к празднику мы начисто убирали весь дом. Специальная белая скатерть украшалась веточками и цветами. В Великую пятницу мы были заняты готовкой, к праздничному столу припасалось все самое вкусное. В субботу, конечно, красили яйца. А к вечеру часть семьи обязательно уходила на богослужение в церковь. Пасхальное утро было по-особому ожидаемым: совместная молитва и завтрак из освященной еды. Важная деталь: первым обязательно ели яйцо, одно делили на всю семью. Это будто подчеркивало наше единство, так трогательно! 

Сейчас я живу одна: дети и внуки далеко. Но желание делиться радостью в праздник никуда не ушло — для друзей делаю декоративные пасхальные деревья своими руками и презентую к Христову Воскресению. 

Дмитрий Крупенич, уроженец Пинска, сейчас живет в России:

— В 1970-х я учился в одном из училищ родного города и частенько захаживал в Свято-Варваринский собор в центре. Парню прорваться на службу, да еще в таком людном месте было непросто. Времена были атеистические. Я, как и некоторые другие молодые люди, не стеснялся проявить свои актерские способности. Бабушкины юбка, кофта, «хустка» и трость — к такой прихожанке никто не придерется. Дома я как следует наряжался, спокойно миновал «блокпосты», а внутри храма «доспехи» снимал. 

Поэтому моей семейной традицией можно смело назвать поход в храм на пасхальную службу вне зависимости от эпохи и политики. Ходили раньше, ходим и сейчас. Считаю, что именно это по-настоящему важно. Хотя куличи, крашеные яйца и крепкий тертый хрен на столе никто не отменяет — они тоже должны быть, но на вторых ролях. 

kurak@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter