Уникальный опыт: уроки онлайн. Как в минской школе организовали обучение для детей с инвалидностью

Радость движения

Возможность жить полноценной жизнью — главная мечта для детей с инвалидностью. Но все ли учебные заведения приспособлены для ребят с особенностями? Средняя школа № 111 города Минска в этом вопросе задает, уверена, правильный тон. Учителя здесь даже организуют онлайн-трансляции уроков. А недавно сумели сделать и единственный среди школ страны кабинет адаптивной физкультуры. В нем — самые современные тренажеры. Причем многие из них — уникальные разработки педагогов.

Прямое включение

Открыть интегрированный класс не значит принять особенного ребенка. Прежде надо научить и педагога, и других детей сотрудничать с детьми, у которых есть инвалидность. Средняя школа № 111 Минска стала инновационной площадкой Министерства образования и городским ресурсным центром по специальному образованию. Сегодня здесь открыто 7 интегрированных классов. Никакой дискриминации — ребята ходят на уроки с остальными детьми. Но для них также организуют дополнительные занятия. Последняя разработка школы: для длительно болеющих детей и находящихся на реабилитации внедрили дистанционное обучение. Чтобы узнать, что это такое, заглядываю в один из классов.

В школе разработали более 10 тренажеров для детей с инвалидностью
Фото Сергея ЛОЗЮКА

Инга Тихоновецкая, учитель младших классов, как раз включает камеру:

— Сегодня на занятия не смог прийти один из мальчиков. Чтобы родители не переживали, что ребенок отстанет от темы, организую онлайн-трансляцию прямо из класса. Ученик, не выходя из дома, сможет пройти новый материал вместе с нами. Иногда в качестве альтернативы делаю аудиозапись, где проговариваю ключевые моменты урока. Все это размещаю в открытом доступе на сайте школы. Здесь же можно посмотреть план уроков, график контрольных работ. Любая информация как на ладони.

Директор школы Светлана Протасевич рассказывает, что такие ноу-хау в свое время потребовали приличных вложений:

— Мы стремимся, чтобы у детей с инвалидностью не было никаких трудностей с усвоением материала. Чтобы качественно организовать трансляцию уроков, провели оптоволоконный кабель, используем оптимальную скорость интернет-соединения и IP-камеру с хорошим разрешением. В свое время мы много уделили внимания формированию толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития. Мы хотим, чтобы им было учиться в удовольствие. В школе создана безбарьерная среда — есть пандусы, лифт.

Лабиринты здоровья

А вот и кабинет адаптивной физкультуры. Андрей Щерба, ученик 10-го класса, пришел на занятия. Так вышло, что парню легче решить задачу со звездочкой, нежели пройтись по лестнице — особенности диагноза. Андрей взбирается на лестницу-степпер. Руководитель по адаптивной физической культуре Наталья Чирицо задает технике нужный режим:

— Вот эти четыре современных тренажера — новогодний подарок Мингорисполкома. Например, лестница-степпер есть только в нашей школе и крупном фитнес-центре. Она отлично тренирует навыки ходьбы по лестнице. Поначалу Андрею было сложно на ней работать. Видите, тренажер высокий — словно взбираешься по ступенькам в гору. Но теперь у него появилась уверенность. Если раньше пользовался лифтом, сейчас уже ходит по лестницам.

Кабинет адаптивной физкультуры оборудован самой современной реабилитационной техникой

Наталья горит делом. Целый отпуск, у учителей он немаленький, она провела в школе, обустраивая новый кабинет. Она же разработала больше 10 уникальных тренажеров для детей с инвалидностью. Правда, идеи могли так и остаться на бумагах в виде схем, если бы не ученики школы и учитель труда Павел Шалкович. Вместе они превратили чертежи в реальное оборудование для реабилитации. Тренажеры делали из вторичного сырья. В ход пошли старая мебель, обрезки ткани, пуговицы, шнурки, старые замки и ключи. 

Учитель приносит несколько разработок. Они сделаны настолько качественно, что кажется: только сошли с заводского конвейера. Наталья протягивает тренажер «Лабиринт»:

— На занятиях я работаю с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также после операций. Им необходимо тренировать моторику. Например, вот это приспособление отлично с такими задачами справляется.

На создании тренажеров увлеченный учитель не остановилась. Она сформировала собственную картотеку с физическими упражнениями для детей. Для каждого ребенка разрабатывает индивидуальный план реабилитации. В зависимости от диагнозов своя коррекционная программа. Наталья Чирицо показывает картотеку:

— Живу этим. Каждый новый учебный год начинаю с оценки физического состояния ребенка, а перед летними каникулами анализирую, каких успехов получилось добиться. Реабилитация не происходит быстро. Это длительный, трудоемкий процесс. Хотя уже могу привести примеры, которыми горжусь. У меня есть ученица, передвигающаяся на инвалидной коляске. Недавно она стала стоять у опоры и делать приставные шаги. Это счастье! И для нее, и для меня.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter