“Ради сына я готов отдать жизнь…” – сказал отец, подаривший своему ребенку почку

В Беларуси проведены две первые пересадки почек, которые детям отдали родители. Специалисты называют эти трансплантации прорывом, готовившимся многие годыКогда болеет взрослый человек, это тяжело, но когда серьезная болезнь выявляется у ребенка, а тем более когда его жизнь висит на волоске — у родителей земля уплывает из-под ног...В семье Владимира и Надежды Ковальчук из Лунинецкого района даже не подозревали, какое испытание уготовано судьбой их сыну. До пяти лет он рос и развивался, как обычный ребенок — был веселым и озорным мальчуганом. Но потом ребенка словно подменили. И родители обратились к врачам. Тогда у Стаса и было выявлено редкое врожденное заболевание почек, которое не поддается лечению, а лишь прогрессирует, приводя к печальному концу. В восемь лет у ребенка отказали почки. Говоря языком специалистов, орган утратил свои функции навсегда и безвозвратно.

Жизнь таких больных связана с процедурой очищения крови — гемодиализом. Три последних года жизни Стас Ковальчук был “привязан” к аппарату “Искусственная почка”. И хотя некоторые больные с хронической почечной недостаточностью живут на гемодиализе долго, это все же промежуточный вариант. У подобных пациентов вся надежда только на пересадку органа.
— Мой муж без колебаний принял решение отдать свою почку сыну. Он сказал, что ради спасения Стаса готов умереть, — едва сдерживает слезы мама мальчика — Надежда Федоровна Ковальчук. — Сейчас наш папа в реанимации, но врачи говорят, что он уже идет на поправку. Я молю Бога о том, чтобы сын и муж быстрее выздоровели и встретились.
Первое, что сделал после забора почки отец мальчика — позвонил в детскую больницу, чтобы узнать как Стас. Услышав, что нормально, очень обрадовался.
Стас, очнувшись после наркоза, увидел маму и пожаловался на боль...
— Мой сын уже сидит, а вставать пока боится. Но это пройдет, — говорит мама мальчика.
Почку Стасу пересаживали четыре часа. По мнению специалистов, проводивших трансплантацию, эта операция была более сложной, чем та, которую сделали 10-летнему Руслану Михайлову из Гродненской области, тоже страдавшему аномалией мочевыводящих путей. Первые проблемы проявились у него на 6-й день жизни. Урологи провели несколько сложных реконструктивных операций, однако, несмотря на все старания врачей, Руслану тоже пришлось провести три последних года жизни на гемодиализе. Его донором стала 28-летняя мама, почка которой оптимально подошла ребенку.
— Сейчас мальчики чувствуют себя удовлетворительно, их состояние соответствует тяжести перенесенных операций, — оценивает самочувствие подопечных главный специалист Минздрава по нефрологии и почечно-заместительной терапии, врач-трансплантолог Олег Калачик.— Доноры тоже активны, поэтому мы надеемся, что скоро родители встретятся со своими сыновьями. На операцию все шли, настроившись на победу над болезнью. Ведь мальчиков теперь ждет новая жизнь с новыми возможностями. Мы надеемся, что после перенесенных операций дети смогут продолжить учебу и дальше строить свою жизнь.
Трансплантологи называют эти пересадки особенными. Ведь впервые детям трансплантировали почки от живых доноров-родственников. Проходило это базе 2-й детской клинической больницы Минска. При этом забор почек осуществлялся на базе 4-й клинической больницы.
Чтобы исключить ошибки во время пересадки (но это скорее для подстраховки), в операционной присутствовали коллеги из аналогичного центра в Оксфорде.
Журналистов интересовало, не опасно ли, что детям пересажены почки взрослых людей? На что Олег Калачик сразу ответил:
— В том-то и заключается особенность детской трансплантации, что для ребенка наилучшим образом подходит почка взрослого человека. Детские органы или органы от умерших доноров не являются функционально полноценными. Мировой опыт показывает, что такие почки долго работать не могут.
Специалист признал, что есть, конечно, в пересадках почки детям сложности. Нужно, чтобы пересаженный взрослый орган подошел ребенку и стал “своим”, ведь по размерам он больше удаленного родного. Но в таких случаях на помощь приходят специальные методики, которые позволяют ребенку не испытывать никакого дискомфорта.
К первой операции был велик интерес журналистов. Ведь это еще одна веха в истории белорусской трансплантологии, которая стала развиваться в последнее время очень активно. И все это ради того, чтобы спасти людей, нуждающихся в пересадке органов.
В Беларуси все начиналось с трансплантации почки взрослым пациентам. Только в минувшем году их было пересажено более 70, а в этом — уже около 30.
Мы приобрели тот международный опыт, который позволил с наибольшей степенью безопасности подойти к пересадке почки детям, считают специалисты. Ведь операции маленьким пациентам требуют наивысшего профессионализма и знаний врачей.
— Сегодня уровень трансплантологии почки в Беларуси, на мой взгляд, даже выше, чем в некоторых европейских странах, — высказал свое мнение Изаокас Скобеюс — патриарх белорусской нефрологии принимал участие в первых пересадках почек в Беларуси еще 70-х годах минувшего столетия.
Нынче трансплантации почки в Беларуси ждут еще 22 ребенка. Специалисты готовы провести такие операции, как только появятся донорские органы. Они высказали надежду, что в нашей стране будут развиваться именно родственные трансплантации, потому что это для детей — наилучший шанс.
Для справки
Средний срок жизни донорской почки в организме реципиента - 17—20 лет, от умершего донора — 10—12 лет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter