Источник: Знамя юности
Знамя юности

Истории студентов-платников, которые сами попросили распределение

Ради опыта и «плюшек»

«А можете и меня куда-нибудь направить?..» Число студентов-платников, которые обращаются в комиссию по распределению с подобным вопросом, растет: в прошлом году таких добровольцев было больше тысячи. Что заставляет их брать направление на работу – опасение остаться без места или, может, желание воспользоваться бонусами и «плюшками», положенными молодым специалистам? Мы поговорили с ребятами, которые попросили распределение и не пожалели.

За компанию с женой

Вадим Олешкевич


– Вот уже полгода мы с женой Екатериной, моей однокурсницей по Гродненскому государственному медицинскому университету, отрабатываем распределение в Мостовской центральной районной больнице: она трудится неврологом, я – хирургом. В отличие от Кати, которая училась на бюджете, я был платником. Распреде­ление просил главным образом для того, чтобы оказаться с супругой в одном городе. И хотя мы могли уехать в Минск (вопреки расхожему мнению, заявок из столицы всегда хватает), выбрали Мосты: уж очень любим Гродненщину.

Еще один плюс распределения, помимо возможности не разлучаться с женой, – это шанс получить отличный профессиональный опыт. В районной больнице хирург – универсальный солдат. К нему привозят пациентов со всеми видами патологий – от переломов и подозрений на аппендицит до пиелонефрита и даже гангрены. Все это позволяет наработать колоссальную клиническую базу. 

Что касается бонусов, то я, как и все молодые специалисты, получаю доплату. А еще старшие коллеги всегда помогают советом, спрашивают, не нужна ли помощь. 

На пути к диссертации

Ольга Малайчук 


– На пятом курсе мне предложили место на кафедре маркетинга Белорусского национального технического университета, где я тогда училась. Правда, чтобы его занять, нужно было получить распределение. На семейном совете решили, что это неплохая возможность построить карьеру и прокачать знания в области менеджмента. Так я стала преподавателем-стажером: вела лабораторные, практические занятия. Меня ждал прекрасный коллектив и финансовые бонусы: подъемные, а также ежемесячная доплата, которая положена всем молодым специалистам. У меня никогда не было огромных запросов, всегда оценивала себя объективно и понимала, что устроиться без стажа на высокую должность практически нереально. 

Отработав распределение, осталась в вузе. За эти четыре года поучаствовала в десятках научных конференций и даже съездила на стажировку в Германию, а недавно поступила в аспирантуру и начала работу над кандидатской диссертацией. Рада, что удалось начать строить карьеру сразу после получения диплома и не пришлось метаться от одного работо­дателя к другому. 

Если еще несколько лет назад я сама была на распутье (получать распределение или нет), то сейчас с удовольствием даю советы выпускникам. Когда ребята спрашивают мое мнение, однозначно рекомендую брать направление на работу, ведь это гарантия того, что вас ждут. 

Я уеду жить в Островец

Анастасия Руба


– Когда оканчивала химический факультет Белорусского государственного университета, мечтала попасть на работу на БелАЭС, где еще студенткой проходила практику. Прекрасно понимала, что с распределением мои шансы на трудоустройство вырастут. В итоге меня взяли на должность лаборанта-радиометриста. Это очень интересная работа, которая стимулирует постоянно развиваться. 

Прошел уже год, как мы с супругом уехали из шумного Минска в тихий Островец и ни о чем не жалеем. Единственное, что было сложно, так это обу­строиться: перевезти вещи, добавить уюта в арендной квартире. На станции работает много молодежи. С новыми друзьями выезжаем на природу, ходим друг к другу в гости. 

Оглядываясь назад, понимаю, что сделала правильный выбор, попросив распределение. Найти хорошую работу без помощи университета было бы сложнее: везде ждут специалистов с опытом, которого у выпускника нет.

+1 к самостоятельности

Руслан Галах


– Полтора года назад я окончил Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина, став дипломи­рованным преподавателем истории и обществоведческих дисциплин. На последнем курсе начал искать работу по специальности, но оказалось, что никто не горит желанием брать к себе студента-платника, у которого нет опыта. После долгих раздумий решил попросить распределение. Так я, коренной горожанин, оказался в 350 километрах от родного Бреста, в деревне Отрадное Любанского района. Преподаю историю, обществоведение, искусство и допризывную подготовку в местной школе. Школа маленькая: в этом году у нас всего два выпускника, так что подход к каждому ученику практически индивидуальный. 

В деревне мне были искренне рады и старались помочь всем, чем можно. Предоставили трехкомнатную квартиру с хорошей мебелью и пластиковыми окнами (правда, без горячей воды), причем 30 процентов от стоимости аренды мне оплачивают. Пользуюсь и другими «плюшками», положенными молодым специалистам: получаю доплату, а перед первым учебным годом выдали подъемные. 

Не буду лукавить: когда срок отработки истечет, собираюсь вернуться в город, потому что так и не смог привыкнуть к деревенскому быту. Однако ни о чем не жалею, ведь за это время многому научился и стал гораздо самостоятельнее: научился вести хозяйство и планировать бюджет. Самое главное – появился опыт работы по специальности. А значит, в любом учебном заведении мне теперь будут рады.

КОМПЕТЕНТНО

Ольга Мущинская, консультант управления высшего образования Министерства образования:


– Студенты-платники распределению не подлежат. Вместе с тем в соответствии с законодательством имеют право получить направление на работу по их желанию. Студент может обратиться в комиссию по распределению своего вуза, и в этом случае ему будет оказано содействие в трудоустройстве.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Вадим Кунц, директор филиала «Фалько-агро» ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский»: 


– По распределению на работу принимаю в хозяйство только тех ребят, которые успели зарекомендовать себя во время практики. Студенты приходят на стажировку на третьем курсе, поэтому к четвертому уже видно, будет ли толк из специалиста, есть ли у него стремление работать, умеет ли он брать на себя ответственность и принимать решения. Мы не ждем, что человек, который только вчера получил диплом, будет готов к работе на все 100 процентов. Свои кадры обучаем сами, даем знания, которые вчерашние выпускники недополучили во время учебы. На мой взгляд, в наших вузах мало внимания уделяется практике. Думаю, ее должно быть примерно столько же, сколько и теории, а не месяц-два в году. 

krupenk@sb.by

odubrovsk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter