Ради нескольких строчек в газете

На Минщине обсудили работу редакций районных и городских газет

Публичное слово и в наши дни сохраняет за собой прерогативу действенного морального стимула

Судить об этом берусь не по отвлеченным «теоретизированиям», а на основании конкретных фактов, показательных примеров из журналистской практики. Не однажды во многих сельских домах, да и в городских квартирах доводилось видеть на самом видном месте бережно взятую в рамку газетную публикацию, героем которой когда-то стал кто-то из домочадцев. Согласимся, теплое слово в газете или журнале для многих, помнящих имя свое, — как поощрение за добросовестный труд, за ратный подвиг, как награда за достойную жизненную позицию.

Общественная значимость публичного слова, проблематика газетных выступлений, обратная связь с читателем, другие вопросы, с которыми сталкиваются сегодня редакции районных и городских газет Минщины, были недавно в центре дискуссии, организованной главным управлением идеологической работы облисполкома.

— Мы попытались еще раз взглянуть на роль СМИ в формировании активной жизненной позиции жителей области, на перспективы развития региональной печати, на возможности повышения идейно-содержательного уровня газет, обеспечения их рентабельной деятельности, — поясняет начальник управления Руслан Трухан. – А чтобы разговор был более содержательным, предметным, на него пригласили группу преподавателей из Института журналистики БГУ во главе с его директором Сергеем Дубовиком.

По мнению специалистов, районная пресса Минщины за последние годы заметно изменилась к лучшему. Фактически к числу слабых сегодня нельзя отнести ни одно из государственных изданий. Благодаря системной работе с прессой в области ее уровень примерно одинаков и достаточно высок по многим позициям. В этом сказалась и материальная поддержка со стороны облисполкома. В прошлом году на укрепление материально-технической базы редакций из областного бюджета было направлено свыше 2 млрд. рублей. В нынешнем – размер расходов на техническую модернизацию увеличен в два раза. Дело только за тем, чтобы их грамотно освоить.

А вот насколько содержательная сторона газет отвечает сегодня жизни, реальным делам региона, страны в целом? Оценочным критерием здесь можно рассматривать практику освещения важнейших общественно-политических событий – выборов президента Республики Беларусь, подготовки и проведения IV Всебелорусского народного собрания. И справедливым будет заметить, что многим редакциям в этот период удалось избежать худших образцов агитпропа, показать развитие своих регионов через рассказы о конкретных реализованных проектах, через блицопросы населения, комментарии специалистов, через оценку своего социального благополучия самими людьми.

Живой отклик в читательской среде находили и находят публикации о сотрудничестве городов-побратимов, мнения гостей республики о социально-экономических преобразованиях в нашей стране.

И все же как общее упущение районной прессы профессиональные обозреватели отмечают недостаток на ее страницах аналитической информации, того материала, который должен побуждать человека думать, сопоставлять, делать выводы.

— Наши издания чаще пестрят фактами, событиями (прошло, состоялось, свершилось), зачастую малозначимыми, а на более широкие наблюдения порой, к сожалению, не тянут, — уточняет Руслан Трухан. – Даже персональную редакторскую колонку оставляют за собой лишь единичные руководители районных СМИ.

Подобной оценке возражать трудно, особенно в части отношения областного «главпура» к проблемам рентабельности газетного дела. Да, зарабатывать «на жизнь» важно всем. Отрадно, например, что уже многие годы работает с прибылью молодечненская районка, что без убытков завершили минувший год 9 редакций области, некоторые подтянули уровень самоокупаемости до 70—90 процентов. Но выше головы, как известно, прыгнуть дано не каждому, размер рекламного поля в разных районах разный. Да и издержки на выпуск нерентабельных газет в районных бюджетах занимают, насколько известно, доли процента.

Возможно, наряду с подсчетом финансовых затрат на периодическую печать и властям, и журналистам необходимо лишний раз вспомнить о мобилизующей, созидательной силе публичного слова. О моральном стимуле, который оно несет людям и который зачастую, как мы убеждаемся, оценивают герои наших публикаций куда выше «самых денежных» премий.

На снимке: директор Кончицкого Дома культуры Алена БОГДАНОВИЧ и ее дочь Наталья.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter