Ради чего и как

У Ф.Ницше есть очень хороший афоризм: «Человек, которому есть ради чего жить, может вынести любое как». То есть само содержание жизни, его качество не исключительная ценность, если существует смысл существования. Не столь давно, в советские времена, нам втолковывали (и мы этому верили, во всяком случае, большинство), что как раз смысл жизни является первичным. Строить новое общество, следовать моральному кодексу — при всех сложностях тогдашнего существования мало кто сомневался в справедливости такого подхода. А потом ситуация изменилась, и сегодня существование под девизом «как» (как я существую) стало определяющим. О смысле говорят мало, все больше рассуждают о содержании жизни. Смысл выдавлен качеством, нравится это кому–то или нет.


Объяснений этому несколько. Во–первых, влияние американских подходов в форме прагматизма и креативности. Американцы мало заморачиваются вечными вопросами — надо строить свою собственную жизнь, и они достигли впечатляющих результатов в этом процессе. Многим хочется жить именно так. Отсюда появление новых героев, которые на первое место ставят именно качество жизни. Вот миллиардер на яхте, а вот иной удачливый делец, любующийся собственным музеем. Посыпались истории про эмигрантов, которые достигли небывалых высот в новой стране, новой жизни и безжалостно расправляющихся со своим и чужим совковым прошлым. Люди пишущие редко забывают вспомнить, сколько стоит тот или иной спортсмен, та или иная команда, какие гонорары у новичков хоккейных лиг и куда они вкладывают заработанные средства.

Во–вторых, одолевает все тот же идеал потребительского рая. Тип и стоимость приобретенной машины, район жительства, проект дома — это те первичные ценности, которые стали и смыслом, и содержанием жизни. Здесь нет желания морализировать, это смешно, но вот вопрос: а что ж так мгновенно изменился вектор приоритетов, что ж смысл существования поменял знаки с плюса на минус (или наоборот)? Может, это вполне закономерное явление и все, что надо, — бежать ноздря в ноздрю со всем прогрессивным человечеством, хватая, приобретая, накапливая и гордясь именно этим? Тех, кто пытается вспомнить об иных идеалах, называют соответственно — утопистами, идеалистами, а взрослый мужик, который идет по городу с кипой потрепанных книг под мышкой, вызывает исключительно сожаление и недоуменные взгляды. И комментарии известные: «бедный» или «повезло же жене».

В–третьих, мы слишком долго терпели бедность, чтобы не измениться вот так и вдруг. Все эти шутки про деревянные игрушки, штаны с начесом, апофеоз смака — хлеб с вареньем — это ведь не выдумки, это жизнь тысяч людей и ностальгические вздохи о том, как же хороша тогда была эта жизнь, мало что дают. Что ж ты сейчас не носишь штаны с начесом и не жуешь по дороге на работу хлеб с вареньем? Жизнь меняется, а ты сам, как с этой жизнью?

Но склонен думать, что эти перекосы скоро будут преодолены. Не в том смысле, что все наденем штаны с начесом, а что приоритеты станут каждый на свое место. Что вид мужика с книгами на улице не будет пугать окружающих, что яхты с нуворишами наденут алые паруса, что мы на полном серьезе будем обсуждать не только пути повышения эффективности экономики, но и какие–то вечные вопросы, скажем, о судьбах нации, о душевном комфорте или что–то подобное. Но все это не снимает вопроса: так ради чего жить? А любой думающий человек сам ответит на этот вопрос, поскольку воля к смыслу — это именно человеческий феномен, и его исключение из среды обитания лишает человека корней, лишает будущего, и все, что ему остается, — это неврозы, которые преодолеваются, главным образом, обращением к духовной, смысловой сфере существования. Ценности переживания здесь на одном из первых мест. Наверное, нет смысла чего–то все время ожидать от жизни, человек, скорее, должен понять, что жизнь чего–то ждет от него. Вопрос, в чем смысл жизни, надо переформулировать, поскольку именно жизнь ставит перед нами эти вопросы и именно нам придется на них ответить. Даже самоубийца верит в смысл — если не жизни, то смерти. И никакая умная книга, никакой текст, интерпретируемый так или иначе, нам мало поможет.

Самопожертвования в годы войны, революционные фанатики, люди, исполненные великих замыслов и ставящие собственную жизнь ниже того смысла, тех целей, которые заставляют делать невозможное, — как без них, как без этих примеров? А с другой стороны, душевный комфорт от того, что жизнь получилась, без всяких потрясений, что и свечной заводик куплен, и жена выглядит не хуже других, дети пристроены — что ж тут плохого? Вон, горьковский Данко вырвал свое сердце, чтобы осветить путь людям, и что с тем Данко? Видимо, нет смысла в противопоставлении крайностей, смысл все в том же обращении к самому себе. А вопросов остается все так же много, и ответить на них сложно до боли.
ТЕГИ:
Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
АЮВ, уважаемый,ну вот почему сразу дураком!? Его бы просто-напросто распяли,как это уже было сделано в истории.
Александр,53,Бобруйск
Не ищите чёрную кошку в чёрной комнате,она сама найдётся.....
Надежда
Жить хорошо. А хорошо жить ещё  лучше.
А ведь больше уже и не ваша повариха (((((

Вот  вы тут профессор у себя тут написали: «…свечной заводик куплен, и жена выглядит не хуже других, дети пристроены — что ж тут плохого? Вон, горьковский Данко вырвал свое сердце, чтобы осветить путь людям, и что с тем Данко?...»   Да вот именно а что?!  Так вот ироничный Бернард Шоу как мне помнится утверждал: «Если вы начинаете с самопожертвования ради тех, кого любите, то закончите ненавистью к тем, кому принесли себя в жертву...» Ну а вот Святое Писание нас поучает: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих…» (Иоанн 15: 13)
 но ведь ещё и задолго   до Христа Цицерон утверждал: «Служа человечеству, приближаются к Божеству…» Так вот мне и вспомнился католический священник Максимиллиан Кольбе, который пошел в газовую камеру вместо другого человека, у которого на свободе оставалась жена с детьми. И это был безусловно правильный человек!   Ну а вот мой собственный может только и гипотетически папка погиб в Российском Белом доме в 1993… А вот будь у меня отец, и может быть я я бы вместо своей хабзы даже окончила Университет, и тогда ведь точно не кусала же бы тут в газете всех подряд! Не верите вот этому гражданин профессор, а ведь зря, у меня ведь была, да и есть тяга к знаниям…

пенсионер автору, за 60, Россия
Всему свое время. Через это проходят все люди. На закате жизни, когда не только годы, но и физическое состояние указывает на возраст, возникает всегда вопрос: а для чего все эти годы жил? Я очень сомневаюсь, что молодые люди очень сильно озабочены смыслом жизни. Наверное, не правильно утверждать, что в советское время все люди видели единственную цель - построение коммунизма. Это очень упрощенное, карикатурное отражение нашего поколения. Был определенный уклад, алгоритм развития личности, в котором главную роль играло образование, эрудиция,деловые способности физическое здоровье. Особую группу составляли ученые и артисты. Априори, все члены общества должны были стремиться к гармонии, мирно осуществляя конкуренцию между собой. А коммунизм в этом случае представлялся как вершина самосовершенствования. Перестройка, а затем развитие капитализма в наших странах, показало, что какие бы высокие материи человек не воспринимал, он навсегда остается неандертальцем. Какому бы он Богу не молился, меркантильный интерес всегда преобладает. А раз так, то все, что напридумывали разные философы, богословы прочие социологи с политологами это все информационный сор, информационный шум. Так же, как все животные на Земле, человек может заменить легко свои глобальные цели на ситуационное существование. Это и не плохо, это и не хорошо, это нормально и неизбежно, раз у нас консенсус по вопросу невозможности построения бесклассового справедливого общества.  
АЮВ
Если бы Иисус Христос жил в наше время, его, в свете последних веяний, назвали бы просто дураком.  
А ведь больше уже и не ваша повариха ((((( пенсионеру за 60, Россия ну а втору блога конечно же тоже
Ну вот в этом номере я опять же читаю про смерть двух новорождённых в Могилевской области Мы, того не замечая, теряем нашу человечность, и после нас в мире остаётся лишь насилие и разрушение. Так  вот между христианской религией и коммунистическим учением есть очень много общего, уж я-то знаю это. Мое же личное мнение, что общество, точнее общественно экономическая формация, является самоорганизующейся системой и не стоит этому мешать. Любые же попытки создать нечто искусственное, это равнозначно генной инженерии современности, создать то можно, но вот только долго они не протянут. Я же  веру в высший разум в виде Бога. Как-то так!
Александр,53,Бобруйск
АЮВ, уважаемый,ну вот почему сразу дураком!? Его бы просто-напросто распяли,как это уже было сделано в истории.
Георгий
пенсионер автору, за 60, Россия написал:
Какому бы он Богу не молился, меркантильный интерес всегда преобладает.
Именно этот фактор и не учли в своих теориях, да  и в действиях, большевики. И получили то, против чего боролись.
АЮВ
Александр,53,Бобруйск! Пожалуй, возражу. Распять - это же так не гуманно. Сейчас другие времена и веяния. Брейвик тому подтверждение. А вот психушка - самое то.  
Людмила, 64, Минск
 В последние десятилетия часто вспоминается эпизод из какого-то советского кинофильма 60-х годов. Молодой человек предлагает своему другу изучать религиозные книги для того, чтобы в жизни добиться большего. Друг ответил, что не хочет заболеть ш... .
В те времена пытались грамотно пропагандировать здоровый образ жизни.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости