Рабы Третьего пейха. Невольница Васелина из белорусской деревни Юхновка

«10.12.43 года. Добрый день или вечар, мае родныя папа и мамочка и мае маленькие братишки. Пока я вам пишу много открыток, но от вас не одной не получаю или вас нет живых. Папочка, як только устану поледжу на свою родну старонку где моя роднинькая мамочка. Не каво нет знакомых, все чужия и далекия. Папочка мой родненьки, каб можна на крилях прилетела да своей родненькай мамачки. Я всегда вспоминаю вас, тогда забуду как заплющу глаза и то вы стоите в моих глазах. Я вас вижу во все каждую ночку. Папа, напиши мне хоть одну открыточку, мне буде легчей на маим сердце. Я плачу каждый день, только перестаю как засну. Мая родненькая мамачка осталася одна. Як там растуть мае братишки. Яны па мне дужа плакали. Мая мамачка жалей их лучше чем все на свете и гадуй нехай растуть. Я работаю у хозяина... Передавайте привет от меня тетям и дядям и всем знакомым. Писала 8 часов вечера. С приветом ваша дочь Василина». Я специально сохранил язык и стиль этого письма, чтобы не оставить никаких сомнений: писала белорусская девушка. Во-первых, в тексте много белорусских слов. Во-вторых, четко указан адрес, привожу его дословно: «Кому: Переднюю Ефиму П. Куда: Юхнавка. Район: Бегомильский, область: Минская». Ясно, невольница Василина была с Бегомльщины.
«10.12.43 года. Добрый день или вечар, мае родныя папа и мамочка и мае маленькие братишки. Пока я вам пишу много открыток, но от вас не одной не получаю или вас нет живых. Папочка, як только устану поледжу на свою родну старонку где моя роднинькая мамочка. Не каво нет знакомых, все чужия и далекия. Папочка мой родненьки, каб можна на крилях прилетела да своей родненькай мамачки. Я всегда вспоминаю вас, тогда забуду как заплющу глаза и то вы стоите в моих глазах. Я вас вижу во все каждую ночку. Папа, напиши мне хоть одну открыточку, мне буде легчей на маим сердце. Я плачу каждый день, только перестаю как засну. Мая родненькая мамачка осталася одна. Як там растуть мае братишки. Яны па мне дужа плакали. Мая мамачка жалей их лучше чем все на свете и гадуй нехай растуть. Я работаю у хозяина... Передавайте привет от меня тетям и дядям и всем знакомым. Писала 8 часов вечера. С приветом ваша дочь Василина». Я специально сохранил язык и стиль этого письма, чтобы не оставить никаких сомнений: писала белорусская девушка. Во-первых, в тексте много белорусских слов. Во-вторых, четко указан адрес, привожу его дословно: «Кому: Переднюю Ефиму П. Куда: Юхнавка. Район: Бегомильский, область: Минская». Ясно, невольница Василина была с Бегомльщины. Мы о них ничего не знали Этот рассказ об остарбайтерах — восточных рабочих, насильственно вывезенных в годы войны гитлеровцами на принудительный труд в Германию. Среди них было много и граждан Беларуси. Известно, что долгое время в нашей стране об остарбайтерах ничего не говорили и не писали. Общественность совершенно не знала, сколько же людей из оккупированных гитлеровцами городов и сел Беларуси оказалось на каторжных работах в Третьем рейхе. А между тем в 1942—1944 годах на принудительные работы из нашей республики в фашистскую Германию было вывезено почти 400 тысяч человек. В каких условиях они там жили, трудились, как с ними обращались их хозяева? Сколько вернулось домой, как сложилась их дальнейшая судьба? Увы, остарбайтеры «выпали» из истории Великой Отечественной войны, будто и не было в ней этой трагической страницы. Более того, по возвращении из фашистской Германии домой многими из них вплотную занялись наши органы НКВД. Так и получилось, что им, перенесшим невероятные тяготы и страдания в фашистских лагерях, волей злой судьбы пришлось пройти через тяжелые испытания и у себя на Родине. Наконец правда и справедливость восторжествовали. В Беларуси вышло в свет солидное, исключительно обстоятельное пятитомное издание «Белорусские остарбайтеры». Общество признало, что эти люди также пострадали. Тема же этого очерка особая. В немецкой прессе шла дискуссия по вопросу выплат денежных компенсаций за принудительный труд в период национал-социализма. Это побудило учащихся города Билефельда (земля Северный Рейн-Вестфалия) и сотрудников организации фон Бодельшвингов Бетель начать изучение столь сложной, по сути, забытой темы. Что показали немцы Впервые были подняты и тщательно проанализированы исключительно важные документы государственного архива Билефельда, архивов промышленных предприятий и фирм. Большая, кропотливая работа обернулась тем, что в 2001 году на суд общественности Билефельда была представлена выставка по тематике принудительного труда. В связи с 60-й годовщиной начала Великой Отечественной войны в Германии побывала большая делегация бывших принудительных рабочих, заключенных концлагерей и гетто из Беларуси. Она была принята официальными лицами в немецком бундестаге и ландтаге земли Северный Рейн-Вестфалия. Небольшая группа этих людей в июне 2001 года посетила Бетель, их принял главный бургомистр города Билефельда. Кроме того, представители нашей республики посетили размещенную на территории городского архива ту самую выставку по истории принудительного труда. Тогда гости из Беларуси и высказали пожелание: показать данную выставку в Минске. Немецкая сторона активно поддержала эту идею и начала готовить экспозицию для показа ее в столице Беларуси. В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны работала выставка «Принудительный труд в Германии в годы Второй мировой войны. Город Билефельд и Бетель». Выставка была подготовлена учащимися высшего колледжа при университете Билефельда при участии организации фон Бодельшвингов Бетель. Экспозицию дополнил раздел о белорусских «восточных» рабочих, созданный на основе материалов фондов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. В Германию было угнано 5 миллионов человек Из заявления Гитлера в речи от 9 ноября 1941 г.: «Население территорий, которое в настоящее время работает на нас, равняется 250 миллионам человек, а население территорий, которое косвенно служит нашим интересам, равняется 350 миллионам человек. Что касается мер, проводимых на немецкой территории, то есть в той области, которой мы правим, то они, безусловно, поведут к тому, что мы сумеем запрячь в работу на нас все население до последнего человека». Правда, это полностью осуществлено не было. Но все же немецким оккупационным властям удалось заставить большую часть населения оккупированных территорий помогать военным усилиям Германии и насильственно угнать по меньшей мере 5 миллионов человек в Германию для работы в ее промышленности и сельском хозяйстве». В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны хранятся личные вещи, фотографии и документы бывших принудительных рабочих. Исключительно ценную и интересную информацию предоставила мне тогдашний заместитель директора этого музея Ирина Воронкова. Все это и многое другое я использовал в своем материале, чтобы полнее воссоздать картину принудительного труда в Билефельде и Бетеле. Ведь данная ситуация — и это необходимо подчеркнуть особо — была типичной и для других городов Третьего рейха: приблизительно четверть всей рабочей силы составляли принудительные рабочие. Условия их жизни и труда — еще одно страшное свидетельство ужасов и бесчеловечности эпохи национал-социализма. Так констатирует сама организация фон Бодельшвингов Бетель. Фирмы не допускали в свои архивы В результате кропотливых исследований установлено: во время Второй мировой войны с 1939-го по 1945 год в Билефельде находилось приблизительно 15 тысяч принудительных рабочих, вывезенных главным образом из Польши, Беларуси, Украины. Они были размещены в более чем 300 лагерях. Известны 160 таких лагерей и их месторасположение. Работали на 228 предприятиях, на 300 крестьянских подворьях. На сегодня известны имена 366 принудительных рабочих, а также биографические сведения о них. К сожалению, не представляется возможным узнать, были ли еще другие подневольные рабочие в Бетеле, так же, как и их возможное число. — Как пояснили нам исследователи из Билефельда, — рассказывала Ирина Воронкова, — эти списки неполные. Потому что некоторые руководители предприятий и фирм не допускали их в свои архивы. Считали, что это нажим, шантаж, из-за чего может пострадать их имя и авторитет. Но исследователи провели огромную работу, тщательно подготовили списки, в которых перечислены предприятия с принадлежащими им лагерями. Количество, а также частота расположенных лагерей показывают, что практически каждый житель Билефельда почти ежедневно соприкасался с феноменом принудительного труда. Из подневольных рабочих в Бетеле мужчины составляли 80 процентов, женщины — 20. Более половины их было занято в сельском хозяйстве, приблизительно 14 процентов — в ремесленном производстве, около 12 — в домашних хозяйствах, 10 — в приютах и 5 процентов — в частных хозяйствах. «Получаю в день 300 граммов хлеба» Письма домой невольники писали на специальных почтовых карточках. Они были учреждены в 1942 году в фашистской Германии для восточных рабочих. Здесь также немцы были педантичны. Рассматриваю такую открытку, хранящуюся в Белорусском государственном музее Великой Отечественной войны. Открытка из двух частей. Первая предназначена для отправки письма из Германии. Требование: название района, области и бюро труда. Писать латинскими буквами. Вторая часть — открытка в Германию. Требование: писать ясно и только на листах! Все это на трех языках: немецком, украинском и русском. Проверялись письма очень строго, все плохое о жизни невольника, что не должно было выходить за пределы лагеря, тщательно вымарывалось. То есть скрывалась правда. Поэтому и не могла белорусская девушка Василина, писавшая своим родным в Бегомльский район, рассказать, как ей живется в фашистской неволе. Но вот письмо русской девушки Марии из-под Орла. Она была вывезена именно в Билефельд, письмо же оказалось в нашем музее еще в 1944 году. Вот что писала эта невольница: «Письмо пущено 16.7.43 г. Здравствуй, многоуважаемая сестра Нюрочка! С приветом к тебе твоя сестра Мария. Нюра, я шлю тебе свой чистосердечный, пламенный привет и горячий поцелуй. Привет твоим деткам. Желаю я вам всем всего наилучшего на белом свете. Дорогая сестра Нюра, я вам сообщаю, что я пока жива и здорова, но жизнь моя не весьма хорошая. Я работаю сейчас на фабрике военной, получаю в день хлеба 300 граммов. А суп такой, что я дома такого никогда не видела, а здесь приходится кушать. Нам здесь все запрещено. В чем приехали из дома, все поношено, и если только придется ехать домой, то в чем мать родила, все равно поеду домой». К сожалению, работникам музея не удалось установить, как сложилась дальнейшая судьба девушки Марии из-под Орла. «Условия труда и жизни принудительных рабочих носили, как правило, бесчеловечный характер. Основной причиной этого была национал-социалистская расовая идеология, согласно которой в принудительных рабочих с Востока видели лишь низшую рабочую силу, которую можно было жестоко эксплуатировать. Такой взгляд находил свое выражение в самых различных сферах: 1. Так, например, существовало множество предписаний, запрещавших личные контакты между немецким населением и принудительными рабочими за пределами рабочих мест. 2. Немцы использовали бедственное положение принудительных рабочих, выдавая им хлеб по завышенной цене. 3. Принудительным рабочим запрещалось пользоваться услугами немецких парикмахеров. 4. Неоднократно имели место казни принудительных рабочих. 5. Перед самым окончанием войны представители германских ведомств опасались возможных актов противостояния и восстаний со стороны принудительных рабочих как реакции на жестокое с ними обращение». Рассказывает Ирина Воронкова: — В некоторых документах из государственного архива Билефельда и архивов частных фирм приводится недельное меню для подневольных рабочих. Названы разнообразные блюда, вплоть до украинского борща и салата. Да не могло такого быть. Ведь в 1943—1944 годах немцы в своем рейхе сами испытывали серьезные трудности с продовольствием. Вот документы, абсолютно беспристрастные, раскрывающие истинное положение вещей. Руководство одного из лагерей сообщает в местное отделение гестапо о том, что восточные рабочие пойманы за попрошайничество: выпрашивали у местных крестьян картофельные очистки. Такие документы, как этот, лучше всего свидетельствуют, что было в действительности, как кормили подневольных рабочих: не по меню, а на самом деле. Местные власти достаточно сурово наказывали тех жителей, которые будто бы пытались помочь подневольным рабочим. Представлен документ об аресте одного из местных жителей. За что? За то, что продал восточному рабочему хлеб, который причитался этому самому немцу. Заметим: не отдал, а продал хлеб. И за такой проступок был судим и получил год тюрьмы. В лагере Кюнзбек умерли дети из Витебска Потрясает информация о лесном лагере Кюнзбек (заводы «Дюркооп»). Во время войны многие предприятия из центра были перенесены на окраины, чтобы таким образом избежать воздушных налетов. Это касалось и заводов «Дюркооп» в Билефельде. Располагавшийся приблизительно в 20 километрах от города лесной лагерь Кюнзбек отличался от остальных тем, что здесь жили целые семьи. Во время «охоты» за потенциальной рабочей силой они все вместе были схвачены гитлеровцами и потом вывезены в Германию. В этом лагере временно проживали почти 1500 человек, что составляло 300 семей с 200 детьми. Из списка видно, что многие дети были депортированы в возрасте 2—3 лет или уже позже родились в лагере. Более 50 из них умерли в результате болезней по причине недостаточного медицинского обслуживания. Документы свидетельствуют о том, насколько семьи принудительных рабочих страдали от голода: они питались картофельной шелухой и наказывались за употребление мяса. — В Кюнзбеке находились семьи из Беларуси, — пояснила Ирина Воронкова. — У нас есть документы, из которых видно, что гитлеровцы вывозили целые семьи с маленькими детьми в возрасте 2 и 5 лет. В документе указано, что они вывезены из Витебска. Многие из них умерли... Ирина Юрьевна смолкает. Я также молчу, потому что невозможно говорить при виде этого скорбного списка... — Читайте, Ирина Юрьевна, — прошу. Воронкова с дрожью в голосе читает: — Алла Спиридонова, родилась 28 декабря 1941 года в Витебске, умерла 29 августа 1944 года в Кюнзбеке. Лидия Спиридонова, сестра Аллы, родилась в Витебске 28 октября 1939 года, умерла в Кюнзбеке 8 декабря 1943 года. Лариса Сташенко, родилась 11 мая 1938 года, умерла 27 ноября 1943 года в Кюнзбеке. Николай Таранов, родился 27 ноября 1938 года, умер 25 ноября 1943 года. Все эти дети из Витебска. Смертная казнь за любовные отношения В многочисленных предписаниях со стороны германских официальных ведомств неоднократно указывалось на то, что сексуальные контакты между принудительными рабочими и немцами были строжайше запрещены и карались смертной казнью. Такой запрет нацисты объясняли расовой теорией сохранения якобы особо ценной «немецкой крови». По этой причине уделялось внимание тому, чтобы по возможности вывозилось равное количество мужчин и женщин. Помимо этого, немецкие власти считали необходимым создание специальных борделей для принудительных рабочих. Здесь принуждались к проституции женщины из числа принудительных рабочих. На территории бывшего Третьего рейха существовало приблизительно 60 борделей, в которых работало до 600 женщин. Также в Билефельде имелся один из таких борделей, о месте расположения которого организаторам выставки, однако, до сих пор ничего неизвестно. В одном из документов содержится указание главного бургомистра о создании такого борделя. Однако в ряде случаев, несмотря на запреты и расовую идеологию, все же имели место любовные отношения между немцами и принудительными рабочими. Есть документальные свидетельства таких трагических отношений. — Думаю, удивляться этому не стоит, — говорит Ирина Воронкова. — Тем более что на принудительные работы в Германию вывозились молодые люди. В архивах нашего музея есть фотография, раскрывающая одну из таких историй, очень печальную. Молодой человек из Мядельского района в 1942 году был угнан в Германию. Работал у немецкого бауэра. И полюбил его дочь Эльзу. У них были очень трогательные отношения. Когда вернулся на родину, у него была маленькая фотография Эльзы. Xранил это фото всю жизнь. Xотя его жена очень ревниво относилась к такой памяти мужа. После смерти этого мужчины его дочь принесла в наш музей фотографии своего отца и этой молоденькой немочки. Мы рассказали эту историю, показали фото организаторам выставки, они были очень удивлены и благодарили нас за столь ценные сведения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter