Zero waste — это не только про мусор

Рабы потребления

В мире набирает популярность экологическое движение zero waste, или «ноль отходов». Его основной идеей является сокращение количества мусора, в первую очередь за счет отказа от ненужных вещей и уменьшения потребления. Зачастую мы и представить не можем, что влечет за собой создание той или иной вещи. Вот кто из нас знает, что при производстве одного смартфона образуется 86 кг отходов, а на создание пары джинсов требуется до 7000 литров воды?! И экологические последствия — лишь одна сторона медали. Часто наше потребление влечет за собой социальную несправедливость. Ведь в создание любого продукта на всех этапах включены люди, финансовое и физиологическое благополучие которых может страдать из-за производства вещей. Специалист Центра экологических решений Мария Сума уверена, что концепция zero waste способна решить и экологические, и социальные проблемы.

fairfieldlivingmag.com

На русский язык zero waste переводят как «ноль отходов». Однако англоязычный термин более емкий, поскольку waste означает не только отходы, но и потери, уточняет Мария Сума:

— И в этом кроется глубокая суть подхода. Ведь в процессе производства вещей мы теряем не только природные, но часто и человеческие ресурсы.

Глобальные компании размещают заказы на производство товаров в странах, где материалы и труд дешевле, и часто не задумываются о том, за счет чего достигается эта дешевизна.

Самая известная трагедия, вспоминает эксперт, произошла в 2013 году в Бангладеш при обрушении восьмиэтажного здания Рана-Плаза. Накануне на фасаде здания, в котором располагалось несколько предприятий по пошиву одежды, а также магазины и банк, были обнаружены крупные трещины. Поступил приказ закрыть все находящиеся в здании учреждения и эвакуировать людей. Однако подчинились ему только банк и магазины. Швейные фабрики продолжили работу, видимо, руководствуясь установкой «время — деньги». Там не привыкли считаться с людьми. Женщины работали на фабриках по 16 часов в сутки, а за свой труд получали всего 38 евро в месяц. Ведь главное — высокая скорость, большие объемы производства и низкая цена товара, этого требуют заказчик и потребитель. В результате обрушения здания погибли 1134 человека, еще около 2500 были ранены.

Эта трагедия подвигла многие компании обратить внимание на условия, в которых трудятся люди. Но в целом проблему социальной несправедливости это не решило. Согласно Global Slavery Index, около 40 миллионов человек, причем 70% из них — женщины, вовлечены в современное рабство. И эта проблема касается всех отраслей промышленности.

— Возможно, слово «рабство» звучит слишком громко и пугающе, — говорит Мария Сума. — Но как иначе назвать ситуацию, когда люди вынуждены работать за 3 доллара в неделю? Или когда в трудовой процесс вовлекаются дети и старики?

На этапе утилизации тоже происходят трагедии. Эксперт приводит пример Агбогблоши в африканской Гане. Это самая большая свалка электронного мусора в мире, которая стала рабочим местом для нескольких тысяч местных жителей, в основном мальчишек.

— Ребята добывают цветные металлы методом выжигания, в результате чего в атмосферу выбрасываются тонны токсинов. Это приводит к тому, что многие работники умирают, не доживая до 30 лет, — рассказывает Мария Сума. — Мальчишки надеются, что заработают за пару лет нужную сумму и уедут учиться в другую страну, но часто так и не доживают до осуществления своей мечты.

Некоторые производители уже приняли ряд мер, которые позволяют им быть более экологичными и справедливыми к своим работникам. Например, модные компании подписали в прошлом году Fashion Pact G7 — пакт о совместном решении экологических проблем. Компании обязуются перейти на возобновляемые источники энергии, использовать материалы, при стирке которых не вымывается микропластик, поддерживать инициативы по сохранению биоразнообразия в природных экосистемах. Глобальная цель подписавших пакт — достичь полной экологической нейтральности к 2050 году.

К сожалению, многие инициативы компаний, касающиеся устойчивого развития, в меньшей степени охватывают социальные изменения.

— Организация KnowTheChain в 2018 году оценила 43 модных бренда, проследив, насколько прозрачны их цепи поставок, — вспоминает Мария Сума. — Более половины компаний набрали менее 50 очков из 100 возможных. Причем самый низкий показатель у брендов был по пункту «права рабочих». А значит, в их производственных цепях риск использования рабского труда остается очень высоким.

Согласитесь, не очень хочется, покупая хлопковую майку или телефон, стать причастным к развитию современного рабства, пусть и по неведению. Что же делать? В первую очередь придерживаться концепции zero waste. Ее главные правила — отказаться от ненужного, уменьшить объемы потребления и использовать товары повторно.

Есть мнение, что отказ от покупки товаров сверх необходимого может привести к негативным социальным последствиям. Мол, если вы не купите лишние джинсы, придется сократить объемы производства, а значит, и количество рабочих мест.

— Но такого мнения придерживаются в основном глобальные компании, которые и являются причиной социального рабства, — объясняет эксперт. — Они снимают с себя ответственность за то, что происходит, и перекладывают ее на потребителей. Действительно, если какой-то модный бренд уйдет из Бангладеш или Мьянмы, тысячи людей останутся без работы. Поэтому важно, чтобы в этих странах развивались местные экономики, где у людей была бы возможность зарабатывать без помощи мировых брендов.

Проблему рабства и несправедливых условий труда можно решить. В первую очередь благодаря прозрачности производства, которую бренды могут обеспечить, более ответственно относясь к выбору подрядчиков. Но чтобы ситуация поменялась, должен быть запрос аудитории. Только потребители определяют политику брендов, считает Мария Сума. 

media-wired.com

В ТЕМУ

Журналисты The New York Times недавно провели расследование, в ходе которого выяснили, что в регионе Синьцзян на территории Китая более миллиона уйгуров (тюркский коренной народ, населяющий запад КНР) насильно помещены в трудовые лагеря. Часть из них принуждают работать на фабриках по пошиву одежды, которые выполняют в том числе заказы глобальных компаний. Получается, невольным соучастником рабства может стать каждый, покупая товары мировых брендов.

 mila@sb.by

fairfieldlivingmag.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter