Рабы — немы!

В начале нового века сложилась странная ситуация, когда вербовка женщин для сексуальной эксплуатации вовсю процветала, ответственность за торговлю людьми уже предусматривалась Уголовным кодексом, а привлеченных к ответу преступников не было. Как не было и действенных механизмов борьбы с современной работорговлей...
План действий

Уже географическим положением нашей страны обусловлен интерес международных преступных сообществ к Беларуси. Кроме того, был период, когда представители транснациональных преступных группировок и в правовом отношении чувствовали себя довольно вольготно. В начале нового века сложилась странная ситуация, когда вербовка женщин для сексуальной эксплуатации вовсю процветала, ответственность за торговлю людьми уже предусматривалась Уголовным кодексом, а привлеченных к ответу преступников не было. Как не было и действенных механизмов борьбы с современной работорговлей.

Переломными в этой ситуации можно считать 2003 — 2004 годы, когда Президент страны жестко потребовал принять все меры по противодействию торговле людьми. Эта работа стала одной из приоритетных задач правоохранительных органов и важнейшим направлением деятельности прокуратуры — как в силу остроты проблемы, так и по причине того, что торговля людьми влечет за собой и другие виды преступлений — от посягательства на жизнь и здоровье граждан до коррупционных явлений. Сегодня прокуратура, выполняя свою основную функцию — осуществление надзора за точным и единообразным исполнением законодательства, отслеживает ситуацию с каждым уголовным делом против торговцев людьми практически на всех этапах — от проведения оперативно–розыскных мероприятий до суда, где прокуроры поддерживают государственное обвинение по этим делам.

Но и надзором за соблюдением законов не исчерпывается роль прокуратуры. Являясь одним из основных координаторов борьбы с преступностью, в июле 2004 года республиканская Прокуратура провела совещание руководителей правоохранительных и иных государственных органов, постановлением которого на прокуратуру возложены задачи также и по выявлению правонарушений, их анализу, разработке эффективных мер противодействия торговле людьми, устранению причин, порождающих этот вид преступлений. В свою очередь, органами прокуратуры был разработан план, согласно которому и осуществляются все перечисленные задачи.

Надо сказать, в этой работе большую помощь правоохранительным органам оказывают ряд общественных организаций — к примеру, белорусское представительство Международной организации по миграции, Белорусская ассоциация молодых христианских женщин...

На отдых или... на продажу?

С сожалением отмечу, что, несмотря на существенный прогресс, достигнутый за последние годы в деле пресечения работорговли, прокурорские проверки регулярно выявляют нарушения законодательства по противодействию торговле людьми.

К примеру, обнаружилось, что при направлении граждан на учебу за границу и юридические лица, и индивидуальные предприниматели не соблюдали требование об обязательном получении письменного разрешения Министерства образования, а образовательные учреждения, в свою очередь, не предоставляли МВД сведения о направлении студентов за границу и их возвращении.

Многочисленные нарушения выявлены и при организации оздоровления детей за рубежом. Установлены случаи невозвращения в Беларусь детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — достаточно вспомнить недавнюю историю с Викой Мороз.

Не все благополучно и в защите прав усыновленных детей, да и в самой процедуре усыновления. Система выявления, учета и устройства осиротевших детей не всегда эффективна — как в силу недобросовестности отдельных должностных лиц, так и несовершенства правовой базы процедуры усыновления. Выявлены массовые нарушения требований по формированию республиканского банка данных об усыновлении детей, оставшихся без попечения родителей. Установлены и другие нарушения законов, которые в той или иной степени можно отнести к сфере торговли людьми, в том числе и детьми. Скажем, во время проверки фактов усыновления белорусских детей иностранцами были обнаружены столь грубые нарушения, касающиеся оформления документов, необходимых для решения судом вопроса об усыновлении, что в отношении некоторых должностных лиц Национального центра усыновления было возбуждено уголовное дело по статье «Служебный подлог».

Разумеется, после подобных проверок прокуратурой предпринимаются меры по устранению всех выявленных нарушений законодательства.

Психология закона

Отдельно надо сказать о проблемах, возникающих при расследовании уголовных дел о торговле людьми.

Чисто человеческими мотивами — стыдом, нежеланием огласки — можно объяснить тот факт, что многие женщины, ставшие жертвами торговцев людьми, отказываются сотрудничать с правоохранительными органами. Они скрываются, уклоняются от дачи показаний, дают неполные или противоречивые сведения. Это обстоятельство, серьезно препятствующее изобличению преступников, уже стало своеобразной спецификой расследования уголовных дел о торговле людьми. И в тех случаях, когда следователю или оперативнику не удается наладить контакт с потерпевшей, виновные получают шанс уйти от ответственности. Вот почему прокуратура постоянно настаивает на необходимости повышения профессионального мастерства следователей, судей, прокуроров. При рассмотрении уголовных дел этой необычной категории от них требуется не только владение главным своим оружием — законом, но и знание психологии и даже педагогики.

Еще один немаловажный момент — возвращение в общество жертв торговли людьми, создание им после перенесенных психологических травм благоприятных условий жизни. С этой целью во всех регионах страны созданы условия для оказания этим людям бесплатной социальной, правовой и реабилитационной помощи. Однако анализ, проведенный прокуратурой в июне этого года, показал, что фактически несовершеннолетние жертвы преступлений не направлялись в территориальные центры социального обслуживания, созданные в соответствии с указом Президента. Трудно сказать, почему органы уголовного преследования, в чью задачу это входило, не выполняли свою работу. В любом случае прокуратурой рекомендовано руководству главного управления предварительного расследования МВД устранить эти недостатки.

Сфера особого внимания

Два года назад в МВД создано специализированное подразделение по борьбе с торговлей людьми. Кроме того, в главном управлении криминальной милиции активно работают подразделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми. За последние годы десятки современных работорговцев привлечены к уголовной ответственности, судами к ним применялись в основном наказания, связанные с лишением свободы.

Сегодня уже можно говорить о том, что нерешенных проблем по осуществлению прокурорской деятельности в сфере борьбы с торговлей людьми не имеется. Сложившаяся за последние годы система в основном обеспечивает действенный надзор за исполнением законодательства в этой области. Однако успокаиваться рано.

Да, налажено серьезное противодействие торговле людьми с целью сексуальной эксплуатации. Но это не должно умалять, например, проблему вербовки людей с целью рабского труда. Ни для кого не секрет, что «черные» рынки труда сегодня существуют практически на всем пространстве СНГ, где труд людей используется в условиях фактического рабства. Граждане Беларуси, как правило, выезжают на заработки «дикарями», без заключения необходимых договоров с работодателями, а в итоге возвращаются домой без гроша в кармане и радуются уже тому, что сумели добраться до родных мест. В правоохранительные органы они, как правило, не обращаются — в итоге организаторы рабского труда зачастую остаются безнаказанными. Конечно, после появления президентского Декрета N 3 и внесения дополнений в УК острота ситуации снизилась, однако проблема пока окончательно не решена. Например, недавно прокуратура Любанского района Минской области направила в суд весьма характерное дело из этой категории. Гражданин одной из стран СНГ организовал незаконный вывоз жителей деревень Любанского района на работу в Воронежскую область. По прибытии на место доверчивые сельчане были поставлены в жесткую зависимость от работодателя: у них отобрали паспорта, не заключили с ними договор найма, свободу передвижения ограничили, приставили охранников. Люди, сразу отказавшиеся работать в таких условиях, были вынуждены добираться домой без документов и денег. А те, кто остался на месяц, заработали лишь... на проезд до Беларуси. Суд приговорил вербовщика к 3,5 года лишения свободы.

Еще одна беда, безусловно, связанная с торговлей людьми, — проституция. Именно эти женщины в первую очередь становятся жертвами международных вербовщиков, так что противодействие проституции в нашей стране будет препятствовать и совершению более тяжких преступлений в сфере торговли людьми.

Думается, этим и другим проблемам (скажем, распространению детской порнографии) следует в ближайшее время уделить внимание всем правоохранительным и государственным органам, напрямую противодействующим торговле людьми.

Игорь ГРЕЙБО, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства по борьбе с коррупцией и организованной преступностью республиканской Прокуратуры.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter