Работу ищет... пенсионер

На один день обозреватель “Народной газеты” стала…“Пенсионеркой”, решившей найти работу. Вот что из этого вышло.Когда все дни забиты делами и всюду нужно успеть, то, признаться, трудно представить, что, например, завтра эта кипучая деятельность может взять да оборваться из-за банальнейшего, но неотвратимого события — выхода на пенсию.Я устроила “репетицию” собственного будущего, представив, что завтра стану пенсионеркой и мне придется найти работу, а заодно ответить на вопрос, который волнует десятки тысяч новоиспеченных пенсионеров: легко ли активному человеку в возрасте, не утратившему большого желания трудиться, найти вакансию?

Конечно, будет идеально, если устроюсь по специальности, размышляла я, бодро шагая на биржу труда, именуемую сегодня комитетом по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома.
В здании, где разместился отдел информационных технологий, утром было немноголюдно, поэтому я стала первой “безработной”. На столах лежали свежие газеты со списками вакансий. Бегло просмотрев их,  быстро уяснила: всюду требовались люди трудоспособного возраста, при этом специалисты моего профиля никому нужны не были. Но я не теряла надежды. Подошла к информационному экрану и продолжила поиски. Не прошло и минуты, как на экране высветилось 320 вакантных мест, на которые могли претендовать пенсионеры.
Фирмы и фирмочки, школы и клиники, заводы и конструкторские бюро, диспетчерские службы желали заполнить свободные штатные единицы пенсионерами. Правда, в основном речь шла о кадрах низшего звена. Требовались дворники, уборщицы, помощники воспитателей в детском саду, вахтеры и гардеробщики, столяры, “технички” школ. В длинном списке предлагаемых вакансий оказалось меньше десятка “хлебных” мест: одному предприятию требовался пенсионер-конструктор с оплатой в 900 тысяч рублей и выше в месяц, другому — главный архитектор проекта — с такой же зарплатой, третьему — диспетчер с окладом в 600 тысяч рублей. Но столь высокая оплата — скорее, исключение. В большинстве случаев наниматели не пересекали очень низкую финансовую планку, нижняя отметка которой обозначалась 95 тысячами рублей. А в среднем за усердный труд в течение месяца предлагалось 280—320 тысяч.
Не густо, мысленно отметила я и отправилась по журналистской привычке к заместителю начальника отдела информационных технологий комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Инне Семено-вой.
Статус — не писаное яйцо
— Вы  пришли по адресу, — узнав о цели моего визита, уточнила Инна Евгеньевна. — К нам может обратиться любой человек, но мы не имеем права регистрировать безработными граждан, которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту, за выслугу лет. Однако это не исключает для пенсионеров возможности пользоваться информационными услугами службы занятости. Во всех районных отделах трудоустройства столицы есть информационные залы, оборудованные компьютерной техникой, здесь можно свободно получить сведения об имеющихся вакансиях. Вышедшие на пенсию люди, как правило, самостоятельно подыскивают себе места и звонят нанимателям.
Специалист отметила, что сегодня хотят работать многие пенсионеры. Немало их было и на последней ярмарке вакансий, которая прошла в сентябре.
— Если человек рассчитывает получить работу, не требующую квалификации, тогда проблем с поиском вакантного места у него, скорее всего,  не будет, — поделилась она своими наблюдениями. — Кстати, некоторые организации, которые не могут предложить высокую зарплату, в своей заявке сразу указывают: “можно пенсионера”. Скажем, небольшая фирма ищет бухгалтера, который будет заполнять платежные поручения и отвозить их в банк. Оплата невысокая. Работодатель не против, чтобы эту работу выполнял пенсионер.
Когда человек только-только вышел на пенсию, имея диплом о высшем образовании, и пришел искать новое место работы, он, конечно, не хочет сразу менять свой статус, становясь сторожем, дворником или вахтером. В таком возрасте действительно непросто перестроиться, чтобы заняться новым делом, поэтому и удается это далеко не всем, говорит Инна Семенова. Однако есть и те, кто на статус не обращает никакого внимания. Для них главное — получить дополнительный доход. Ведь многим пенсионерам хочется помочь детям строить квартиру или купить автомобиль, платно обучать в вузе внуков. Мотивация у всех разная. Но есть и такие пенсионеры, которые желают заработать, чтобы летом отправиться в путешествие. Правда, их очень мало.
— Сегодня в столице около 20 тысяч вакансий, в то же время на 1 декабря официально состояло на учете 3653 безработных, — говорит Инна Семенова. — Найти работу пенсионеру можно, однако все зависит от запросов человека. Очень востребованы строители, водители автомобилей и т.д.  Для пенсионеров есть предложения устроиться на такие места: мойщика посуды, монтажника, столяра, тракториста, электромонтера, рабочего по комплексному обслуживанию зданий, санитара, слесаря-сантехника, повара в детский сад, лифтера больницы, охранника, механика автотранспорта, маляра, конструктора 1-й категории.
— Вакансий действительно немало. Тем не менее молодые специалисты нередко говорят: если бы пенсионеры освободили все места, которые они занимают, было бы легче устроиться на работу, — замечаю я.
— Вряд ли молодые люди заполнят те места, которые занимают пенсионеры в столице. Молодежи ведь хочется, чтобы работа была престижная и оплачивалась соответственно. Не многие  выпускники вузов претендуют на вакансии в Минске, где платят 240—340 тысяч рублей в месяц.
— Время от времени возникают вопросы об увеличении возраста выхода на пенсию. Наблюдая за своими друзьями, с которыми “взрослела” все прожитые годы, вижу, что многие из них, получив статус пенсионера, еще полны энергии, им под силу работать наравне с молодыми.
— Многим, но не всем. Думается, в этом вопросе необходимо придерживаться золотой середины. Есть люди, которые по состоянию здоровья действительно могут продолжать трудиться, но немало и тех, кто ждет не дождется выхода на пенсию. Это и должен учесть закон, если его будут пересматривать.
“Нам бы ваши проблемы...”
Заполучив нужные телефоны, я, приободренная тем, что, если “не вертеть носом”, то заработать можно, начала созваниваться с нанимателями.
— Вы уже опоздали, — неизменно слышала я, прозванивая вначале “денежные” места. С каждым новым звонком мой оптимизм угасал. В итоге поняла, что  реально смогу получить только работу технички в школе с оплатой не выше 160 тысяч рублей в месяц. Правда, меня сразу предупредили, что мыть придется в основном... туалеты. Как говорится, приехали...
Но если столичным пенсионерам, не обещая золотых гор,  кое-где все же готовы предоставить имеющиеся вакансии, то у людей пенсионного возраста из райцентров и деревень республики шансы устроиться на работу практически равны нулю.
Звоню в отдел занятости комитета по труду, занятости и социальной защите Шкловского райисполкома. Главный специалист Татьяна Рубанова была крайне удивлена, когда услышала мой вопрос о трудоустройстве пенсионеров.
— Нам бы всех молодых обеспечить работой, а уж потом о пенсионерах думать, — честно призналась женщина. — Работу ищут 3 тысячи человек. А у пенсионеров есть пенсия, к тому же тех, кто еще работает, никто не заставляет освобождать места. В райцентре иные проблемы, чем в Минске. В столице пенсионеры не хотят идти на низкооплачиваемую работу, а наши люди пошли бы, да некуда, — подвела черту в разговоре Татьяна Рубанова.
Как найти средство от старости?
Однажды, придя в столичное учреждение здравоохранения на интервью, я обратила внимание, как по коридору в прямом смысле неслась пышнотелая дама в годах в белом халате. Позже в разговоре с руководителем я заметила, что его подчиненные — очень энергичные люди, на что мужчина средних лет моментально отреагировал такими словами:
— Самые быстрые у нас — пенсионеры. Чем ближе пенсия, тем шире шаг, — руководитель был явно доволен “удавшейся” шуткой. В ту минуту он наверняка не думал о том, что пройдут годы, и, возможно, кто-то и ему вслед бросит такие иронические слова.
Мы редко думаем о том, что каждый день сокращает время жизни, неумолимо приближая нас к старости. А средства от нее до сих пор, увы, не изобретено. Но работа, на которой человек чувствует себя нужным, держит его в тонусе, не давая “закиснуть”. А это нередко случается со многими людьми, которые вышли на пенсию, но так и не нашли приложения своим силам.
— Мой отец после пенсии работал на автостоянке, — рассказала моя знакомая. — Чувствовал себя прекрасно: собираясь утром, что-то напевал, утюжил брюки и рубашку, всегда планировал день. Но по непонятным причинам ему отказали в работе. И отец “скис”. Теперь все чаще жалуется на здоровье, хандрит и отказывается выходить на улицу.
Кстати, и врачи убеждены, что человеку, который был запрограммирован на активность, трудился, постоянно общался с людьми, отвечал за дела в коллективе, нельзя “на всем скаку” останавливаться, уходить от дел, резко меняя свою жизнь. От этого не только может наступить депрессия, но и есть опасность приобрести тяжелые заболевания.

Блицопрос Зачем белорусские пенсионеры трудятся, получив пенсию?

 Валентина Гавриловна, 62 года:
— Я работаю для того, чтобы летом отправиться в путешествие. У меня есть несколько приятельниц-пенсионерок, которые тоже любят посмотреть, как живут люди в других странах. Весь год мы работаем, откладываем средства на поездку. Уже удалось увидеть Италию, Испанию, Венгрию. Такие поездки заряжают энергией, добавляют здоровья и дарят незабываемые впечатления. Но в этом году я никуда не поеду. Хочу купить стиральную машину-автомат. Пока могу работать, от помощи сына отказываюсь.
 Виктор Лукьянович, 70 лет:
— Я бывший начальник строительного управления. После выхода на пенсию не хотел оставаться на рабочем месте, поскольку чувствовал, как мне дышат в спину молодые. Думал, что обязательно найду работу по специальности. Увы, не получилось. Пошел работать на автостоянку сторожем. Теперь приношу в дом не только пенсию, но и зарплату. Скажу честно: найти работу пенсионеру в Минске трудно, особенно если до этого ты занимал руководящий пост.
 Ольга Владимировна, редактор частного издательства, 56 лет:
— Я человек одинокий, поэтому без работы не представляю свою жизнь. К счастью, после выхода на пенсию  продолжаю трудиться на том же месте. Сейчас получаю пенсионное пособие в размере около 400 тысяч рублей. Прожить на него довольно сложно, да и  помочь мне некому. А ведь к пенсионному возрасту человек накапливает немало болячек. Лично я за месяц на приобретение лекарств трачу около 150 тысяч рублей. За двухкомнатную квартиру плачу более 100 тысяч. Несложные подсчеты покажут, что собственно на жизнь остается совсем ничего. Но я не унываю и продолжаю трудиться, потому что работа для меня не только источник дополнительного дохода — она помогает ощущать себя нужной.
 Александр Иванович, 68 лет:
— Пенсионеру в городе без работы скучно. Летом еще на даче возишься, а с наступлением зимы просто наваливается тоска.  Моя жена как-то проще перенесла выход на пенсию, потому что сразу занялась внуками. А я решил поработать сторожем. Вроде бы и общения с людьми немного, но мне приятно, что могу поддержать семью финансами. К тому же дочь одна воспитывает сына, который учится платно в вузе, ему мы с женой и помогаем, частично оплачивая учебу.
 Пожилая дама, не захотевшая назвать имени:
— А я не собираюсь работать, мне помогают дети. Хотелось бы, чтобы наше государство стало богаче и платило пенсию, как в странах Европы. Тогда у каждого пенсионера пенсия ассоциировалась бы с заслуженным отдыхом. А отдых, как вы знаете, предполагает приятные путешествия. О такой пенсии, думаю, мечтают многие наши пенсионеры.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter