Что скрывает европейская зарплата с тремя нулями?

Работодатели с трудовыми мигрантами не церемонятся

В 2018 году почти на четверть увеличилось количество белорусов, выехавших за рубеж, сообщили в Департаменте гражданства и миграции МВД. За девять месяцев это свыше девяти тысяч человек. Оглядываясь на 2017-й, когда за все 12 месяцев уехало 10,7 тысячи человек, рост довольно-таки существенный.


Из озвученных данных следует, что вторым местом дислокации белорусов после Российской Федерации стала Польша. Нет, ни в коем случае нельзя осуждать стремление наших соотечественников жить комфортнее и богаче. Каждый, как говорится, кузнец своего счастья. И для некоторых, наверное, номинальная начисленная зарплата, а, по данным Белстата, в ноябре она составила скромные 460 долларов США, не то, что хотелось бы.

Вот и моя знакомая, прослышав про баснословную тысячу условных, которую платят в Польше, немедля бросилась в свободное плавание. Чтобы сразу столкнуться с проблемами, которых пока больше, нежели перспектив. Дело в том, что вместо желаемой тысячи, еле-еле устроилась на 700 условных. Спустя полгода выяснилось, что это предел. В довесок — ненормированный рабочий день. Только не в уютном офисе, где она так вольготно себя чувствовала в одном из областных центров, совершенствуя собственные навыки в IT-сфере. Пришлось переехать на кухню одного из варшавских ресторанов. Однако знакомую подобная рокировка ничуть не смутила, потому что в ее понятии это не более чем подготовка плацдарма для эффектного старта.

И здесь я только за и желаю ей всяческих успехов. Поясню почему. Для лиц, прибывающих в Польшу по рабочей визе, устанавливается определенный перечень разрешенных специальностей. Вершки снимают, собственно, сами поляки — граждане страны. Вся черновая и непрестижная работа дается на откуп «понаехавшим». И в отношении их работодатели не заморачиваются заключением длительных контрактов и выплатой не менее длинных евро. Это следует и из статистики, приведенной Департаментом гражданства и миграции МВД: на срок до шести месяцев заключено 2486 контрактов, до одного года — 82, а свыше 12 месяцев лишь 18.

Во-вторых, сам размер зарплаты. 700 условных — это, пожалуй, сродни нашей номинальной начисленной зарплате. Так как этих денег знакомой хватает лишь на то, чтобы снять комнату в коммуналке. Соответственно, туалет, ванная, кухня общие — на 20—30 человек. Казалось бы, что может быть страшнее? Но главное зло в том, что, приехав в чужую страну и пусть даже выиграв 200 условных, она потеряла возможность получить квалифицированную медицинскую помощь. Больничные по рабочей визе не оплачиваются, поэтому пришлось болеть, работая, — жить-то надо. Частные центры и платная медицина? При такой зарплате это не по карману. Вот и вынуждена была она в канун Нового года приехать в Беларусь, чтобы вызвать врача на дом. 

В официальной статистике есть и другие красноречивые факты. Во-первых, уровень занятости. В Беларуси он гораздо выше, нежели в той же Польше: 70 против 53 процентов. Значит, шансов найти работу по возможностям и потребностям больше. Во-вторых, уровень бедности. Даже при нашей скромной средней зарплате это всего лишь 5,9 процента белорусов, а в Польше — 13 процентов населения. Еще один показатель благополучия — собственное жилье. На 10 000 мы смогли построить 46 квартир — это один из высоких показателей.

Одна знакомая со мной поспорила, мол, лучше в рваных кедах, но жить в Европе. Только можно ли считать счастьем, когда приходится жить на птичьих правах, отсчитывая лимит центов на день, пока стоишь в очереди на принятие ванны? На мой взгляд, весьма сомнительно.

syritskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter