Работодатель обещал золотые горы...

Уважаемые сотрудники “НГ”! Я с удовольствием читаю страницу писем. На мой взгляд, в последнее время здесь появилось немало жизненных историй, которые можно обсудить. Поэтому хочу рассказать и свою.

Моя дочь в прошлом году закончила среднюю школу. Поступала в Белгосуниверситет, но не прошла по конкурсу. По объявлению в рекламной газете устроилась официанткой в одно из частных кафе. При собеседовании учредитель обещал чуть ли не золотые горы. Мол, зарплата от выручки, обычно не менее 300 тыс. рублей в месяц, плюс премиальные, четыре рабочих дня по 12 часов каждый и три выходных в неделю.
Мы порадовались за дочь, потому что не каждому выпускнику школы без специального образования удается вот так быстро и удачно трудоустроиться. Но, как говорится, если бы знать, где упадешь, подстелил бы соломку.
После первого рабочего дня дочь вернулась домой в два часа ночи, хотя смена закончилась в 12.00, а кафе находилось в 10 минутах ходьбы от дома. “Хозяин заставил вымыть всю грязную посуду, — чуть ли не плакала она. — Это, мол, входит в обязанности официантки. В целях экономии средств должность посудомойки не предусмотрена”.
На следующий день Инна, уставшая и разочарованная, буквально ввалилась в квартиру уже в три часа ночи. Позже рассказала, что обслуживала свадьбу, после закрытия кафе опять мыла грязную посуду. Перемыв и подсчитав, прослезилась: подвыпившие гости разбили множество дорогих бокалов, рюмок, тарелок. А хозяин пригрозил, что стоимость “черепков” вычтет из зарплаты. Мы конечно же возмутились: договор материальной ответственности дочь не подписывала. Насторожило и то, что с ней до сих пор не заключили трудовой договор, не ознакомили под роспись с должностными обязанностями.
Третий день принес еще один сюрприз. Дочь с официантками и барменом помогали повару месить тесто и выпекать сдобные булочки...
Так прошло 10 дней. Вместо трех выходных новоиспеченной официантке был предоставлен только один. Хроническое недосыпание, непосильные физические нагрузки истощили ее организм. И мы заявили: “Увольняйся!” Когда Инна обратилась за расчетом, оказалось, что она вообще не оформлена на работе. Трудовая книжка не заведена, трудовой договор не заключен. И вообще за это время ей ничего не положено, поскольку заработанные деньги пойдут в счет погашения стоимости разбитой клиентами посуды.
 С большим трудом, после угроз обратиться “куда следует” дочери часть зарплаты все же выплатили.
Уже потом бывшие коллеги пояснили, что в этом кафе работников меняют как перчатки. Кто-то уходит сам, а большинство увольняют якобы за провинности, без выплаты зарплаты. На их место набирают новеньких и, выжав как лимон, тоже выбрасывают на обочину...
По моему мнению, есть вина в этом и самих работников. Ведь каждый при поступлении на работу должен хотя бы иметь представление о трудовом законодательстве, о своих правах и обязанностях. Для того, чтобы избежать конфликта и обмана со стороны нанимателя в будущем.
А конфликты неизбежны, поскольку у нанимателя и наемного работника цели не всегда совпадают. Наниматель стремится получить наибольшую прибыль за счет экономии на рабочей силе, мероприятиях по охране труда. Наемный же работник желает получить достойное вознаграждение за свой труд, хорошие условия труда и отдыха, социальные гарантии. Обеспечить взаимодействие интересов сторон, на мой взгляд, способна только система социального партнерства. Для этого на предприятии должна быть создана профсоюзная организация, заключен коллективный договор. А это, увы, есть не везде.
Я отнюдь не хочу бросать тень на всех частников. В бизнесе работает много порядочных людей, умных руководителей, которые понимают, что бессовестная экономия на наемных работниках отнюдь не приносит прибыли предприятию. Ведь только раскрепощенный, уверенный в завтрашнем дне, материальном благополучии человек сможет работать с полной самоотдачей, творчески, приносить пользу своему предприятию.
Но большинство, по-моему, все же заботится только о своем кармане. Или я не права?


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter