Работник уходит на пенсию

Порядок представления работников к назначению пенсий и оформления необходимых документов установлен Законом Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон) и Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23.05.1997 № 44 (далее — Положение).

Какими нормативными актами руководствоваться, чтобы избежать ошибок при оформлении документов?

Порядок представления работников к назначению пенсий и оформления необходимых документов установлен Законом Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон) и Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23.05.1997 № 44 (далее — Положение).

В соответствии с Законом заявление о назначении трудовой пенсии рабочим, служащим, членам колхозов, кооперативов и иных субъектов хозяйствования подается руководителю субъекта хозяйствования по месту последней работы. В этой ситуации основной задачей представителя предприятия является качественная подготовка документов для назначения и перерасчета всех видов пенсий работникам и своевременное представление их в отдел социальной защиты. При организации такой работы, кроме указанных нормативных документов, следует использовать Методические рекомендации по организации на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, кооперативах и иных субъектах хозяйствования работы по оформлению и представлению документов к назначению пенсий, утвержденные приказом Минсоцзащиты от 14.03.1996 № 8 (в ред. от 29.09.1998) (далее — Рекомендации).

В начале каждого года на всех работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию, на основании их личных карточек и трудовых книжек составляются списки. В них включаются все работники данного предприятия, приобретающие право на пенсию по возрасту на общих основаниях, а также имеющие право на пенсию по возрасту при пониженном возрасте за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет.

Списки составляются в хронологическом порядке в зависимости от даты приобретения права на пенсию. Затем необходимо предварительно подготовить документы для назначения им пенсий, включая подтверждающие право на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет.

Если при подсчете общего или специального стажа по трудовой книжке будет установлено, что у работника недостаточно стажа, требуемого для назначения соответствующего вида пенсии, или имеются длительные перерывы в работе, то такого работника нужно пригласить в отдел кадров для уточнения наличия у него других документов, подтверждающих его трудовую или иную деятельность, засчитываемую в стаж работы, дающий право на пенсию. В случае необходимости предприятие обязано принять меры к истребованию соответствующих документов.

За справками о трудовом стаже необходимо обращаться на то предприятие, в учреждение, организацию, колхоз, кооператив и иной субъект хозяйствования, где человек работал. В случае реорганизации предприятия документы выдаются его правопреемником, а при полной ликвидации предприятия за документами о трудовом стаже необходимо обращаться в архивные учреждения.

В тех случаях, когда документы, подтверждающие трудовой стаж, не сохранились, по заявлению работника представителем предприятия должны быть приняты меры к розыску свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе и располагающих документами о своей работе за все время, в отношении которого они могут подтвердить работу заявителя.

Не позднее чем в 10-дневный срок со дня поступления заявления кадровая служба совместно с бухгалтерией оформляет необходимые документы о стаже и заработке и свое представление, знакомит с ним заявителя (под расписку в представлении) и рассматривает вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии. При положительном решении вопроса заявление и все необходимые для назначения пенсии документы направляются в отдел социальной защиты по месту жительства заявителя.

Формы списков, представлений, справок, а также указания по их заполнению можно найти в Рекомендациях.

К представлению прилагается трудовая книжка для изучения произведенных в ней записей и их сверки с записями в представлении. Справки о стаже работы и заработке представляются в подлинниках. Другие документы, необходимые для назначения пенсии, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях, засвидетельствованных в нотариальном порядке или в отделе социальной защиты. В случае, если представителем предприятия собраны не все необходимые документы, в отдел социальной защиты передаются имеющиеся с указанием причины отсутствия недостающих документов.

Определение стажа работы, дающего право на пенсию, осуществляется в соответствии с Положением о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777 (ред. от 29.07.2010).

Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии ее, а также в тех случаях, когда в ней отсутствуют необходимые записи или содержатся неправильные и неточные сведения о периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выданные на основании приказов, лицевых счетов и ведомостей на выдачу заработной платы и других документальных данных, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы, или справки об уплате страховых взносов. Время работы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью или работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве, подтверждается справками о периоде уплаты страховых взносов. Время работы по договорам подряда и поручения подтверждается договорами и справками о периоде уплаты страховых взносов. Работа у отдельных граждан до 1 января 1991 г. подтверждается справками профсоюзных организаций, с участием которых был заключен договор между работодателем и работником, а при невозможности их получения — справками, выданными работодателями, при этом подлинность подписи лица, выдавшего справку, заверяется организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда, или сельскими (поселковыми) Советами депутатов. Справка работодателя должна быть подтверждена актом обследования, который составляется органом по труду, занятости и социальной защите на основании сведений, подтверждающих выполнение соответствующей работы (свидетельские показания соседей, данные домовых книг и документов сельских (поселковых) Советов депутатов и другие).

Доказательством стажа работы пастуха, работавшего по договору с коллективом граждан — владельцев скота, являются справки профсоюзных организаций, с участием которых заключен договор, сами договоры с отметками об их исполнении, а также справки, выданные уполномоченными представителями коллектива граждан — владельцев скота, подтвержденные актом обследования, составляемым районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите. В тех случаях, когда договор заключен при участии сельских (поселковых) Советов депутатов, во внимание принимаются справки этих Советов.

Правовой отдел «БН»

  (Окончание в следующем выпуске «Делового блокнота».)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?