«Работать все равно буду». Интервью Александра Лукашенко в августе 1990-го

История одной публикации

32 года назад, 14 августа 1990 года, «Советская Белоруссия» опубликовала на первой полосе материал о депутате Верховного Совета БССР Александре Лукашенко, который сегодня можно смело назвать историческим. Огромная страна ощутимо двигалась к развалу, экономика катилась в пропасть, но при этом газета обратила внимание на успешно развивающееся хозяйство-маяк, как писали в те времена, и весьма нетривиального, активного и яркого его руководителя. Вчитайтесь в строки этой статьи: журналист «СБ» за четыре года до первых президентских выборов, по сути, разглядела в одном из 360 белорусских депутатов того времени личность, которой суждено войти в историю. Эта статья, а также воспоминания причастных к ней и современных политологов — в нашем сегодняшнем материале.


«Работать все равно буду»

Когда он решительно направляется к трибуне сессии, зал мгновенно затихает: будет интересно. Прямой и честный, Александр Лукашенко не умеет прятаться за красивой фразой, лукавить. Он настолько верен правде своих городецких мужиков, что и конфликтные узлы разрубает, как они учили: стоит за этим дело или хотя бы желание его делать? Если нет, зачем душу мутить?
Не признает никаких разделений на фракции, коалиции и течения — считает, что тогда Верховный Совет превратится в хворающий организм, а хворому не по силе воз проблем, у него режим щадящий. Тем, кто впадает в амбиции, молодым и горячим, советует поостыть: «Всегда помните мудрую фразу Соломона: и это пройдет!» Тем, кто видит «недостаток» в его высших образованиях — педагогический институт и Белорусская сельскохозяйственная академия, спокойно отвечает: больше, чем невежество, человека ничто не пятнает. Когда-то проигравшего спор не случайно запирали в библиотеку…

Пока он лишь в зале сессии напрямую задает вопрос: не обладая широким кругозором и не будучи реформатором-революционером до мозга костей, зачем претендуете на пост председателя постоянной комиссии?
Откровенно говоря, на трибуне робеют, когда Лукашенко в зале берет микрофон. Таков характер, а не желание выделиться, быть замеченным. В свои 36 лет он прирожденный лидер, организатор, политик. И одновременно очень мягкий, сердечный человек.
В совхозе «Городец» Шкловского района знают, что ему ничего не стоит отмахать гектар луга косой, выкопать колодец, срубить хату. Работает он красиво, любит меткое крестьянское словцо, рассказы мужиков-партизан из живописной деревни Августов. Рос Саша без отца, мать-доярка пропадала на ферме.
И азы крестьянской науки, как выжить, не имея достатка, он усвоил с детства. Принял завязший в долгах совхоз, а через два года получили прибыль в два миллиона рублей. Земля — суглинки, супеси, болота, а урожай зерновых 34 центнера с гектара, хотя еще два года назад было 12 — 17 центнеров.
Народ ему поверил, когда он сказал, обращаясь к людям:
— Земля бедствует без вас. Держаться за вас буду и клянусь: никогда не вставлю палки в колесо тому, кто трудится…
Сегодня, когда его спрашивают об отношении к жителям села, говорит: это патриоты и мученики одновременно.

— Чем объяснить, Александр Григорьевич, что вас причисляют к БНФ, к неформалам, хотя ни к тем, ни к другим себя не относите?

— Потому что бытует мнение: мыслишь, как все, — бюрократ, уходишь от усредненных рамок — уже неформал.
Но человек — это прежде всего индивидуальность. Он свободен в выборе решений и симпатий. Поскольку в Верховном Совете у нас есть представители БНФ и неформальных организаций, стараюсь, чтобы они работали здесь, а не на площадях.
Игнорируя их, мы проигрываем. Конечно, они претендуют на власть, считаю, что надо дать ее для пользы дела.

— А как сблизить всех?
— Аргумент лишь один: разрушая — созидай. Если человек ничего не предлагает, то и ломать ему не должно быть позволено.
— Вам так мало не хватило, чтобы стать народным депутатом СССР. Извлекли ли какие-то уроки из той предвыборной борьбы?

— Очень многое в себе пересмотрел и переделал. Избавился от эмоций, горячности, научился уважать соперников и терпимо к ним относиться.

Борьба — проверка духа. Думаю, что сохранил его, хотя на том первом этапе оказывали режим наибольшего благоприятствования высокому должностному лицу. По 166 встреч с людьми за месяц — вот где увидел наше общество в разрезе. На меня сумели завести даже два уголовных дела. Правда, хода дать им пока не осмелились. Главное понял: просыпается народ. Не только боль свою выплескивает, а желание все изменить, переделать. Теперь как народный депутат БССР провожу встречи с людьми более конструктивно. Приглашаю специалистов, работников советской власти. Прямо тут же, в зале, даем поручение. А в следующий раз докладываем, что решили и чего не сделали. Хотим создать депутатскую группу Шкловского района, чтобы депутаты всех уровней действительно обладали полнотой власти.
Мое мнение: принимая любой закон, надо обязательно подкрепить его комплексом мер защиты от противодействия. Иначе хорошие законы работать не будут, а плохим — жить вечно.
— Как вы отнеслись к тому, что вас не избрали председателем Комиссии по аграрным вопросам и продовольствию, хотя ваша программа, простая и конструктивная, многим понравилась?
— Работать все равно буду. Терпение есть. Подожду. Придет и мое время.
Л. ЛОМСАДЗЕ.

Фото А. ШАБЛЮКА.

Время Александра Лукашенко

Автор этого материала Лилия Ломсадзе вспоминает, что писала его буквально на бегу. Депутат и директор совхоза Лукашенко заглянул в редакцию «Советской Белоруссии» по дороге в Гродно: спешил на обувную фабрику «Неман» купить хоть какой обуви для своих работников.
— Время-то было какое — талоны, купоны, дефицит всего, — поясняет Лилия Николаевна. — Но все же вдумайтесь только: директор совхоза сам едет через всю республику на фабрику купить обувь для своих людей! С длинным списком фамилий и размеров, с деньгами, с намерением и готовностью просить, требовать, стоять в очередях… Даже этот факт сам по себе говорит о его личности многое.
С тех пор Лилия Ломсадзе видела Александра Лукашенко не раз и в различных ипостасях. Говорит:

— То, что он удержал власть, — он молодец. Представить сейчас, что мы могли бы быть не суверенной страной, я не могу. А что до первых впечатлений… Мощный мужик с ощутимой энергетикой. Помню, улыбка была красивой. А это тоже говорит многое о человеке и его открытости. А речь была простой, но в то же время довольно красочной. Надо сказать, что попал он в наиболее яркий, 12‑й созыв Верховного Совета, когда что ни депутат был, то личность. Однако и в этой среде Лукашенко был заметен.

Сделавший снимок к тому интервью фотокорреспондент Александр Шаблюк тогда, три десятилетия назад, — аккредитованный парламентский фотокорреспондент, снимавший даже Съезд народных депутатов СССР. Говорит, что с Александром Лукашенко работа его свела за два года до того, как был написан этот памятный материал, — в сентябре 1988‑го, когда редакция командировала его в Шкловский район писать про арендный подряд, удачно внедренный в совхозе «Городец»:

— С директором я, фотокор, особо не общался, но обратил внимание: весьма энергичный и мобильный мужик. Хозяин. Чтобы снять работников совхоза, я нашел, как мне показалось, подходящую поляну-перелесок, попросил грузовик, чтобы сверху можно было снимать. Этот снимок в «Советской Белоруссии» был также на первой полосе. Сегодня эта моя работа есть и в музее хозяйства «Городец». Хорошо помню, что в то время мы в Верховный Совет ходили как на работу. Там не раз пересекался с героем моих снимков, причем он всегда здоровался. При всей своей энергичности во время съемок делал все, о чем я его просил. Уважал труд фотокора.

Главным редактором газеты тогда был Зиновий Пригодич — писатель, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь. Публикацию считает весьма примечательной:

— Во-первых, потому что сквозь ее скупые строки зримо предстает время. Время начала девяностых и конца перестройки, время, когда борьба за демократию, гласность, свободу слова взбудоражили общество до предела.

На этом фоне в 1990‑м невероятно остро проходили выборы в Верховный Совет БССР. Не прежнее советское голосование, подчеркивает Зиновий Пригодич, а именно выборы:

— Мы, газетчики, старались быть в гуще общественно-политических событий. Активно поддерживали новых народных лидеров, рассказывая о них на страницах «Советской Белоруссии». Об одном из них и написала Лилия Ломсадзе. Молодой руководитель в острой конкурентной борьбе, несмотря на всевозможные препятствия со стороны властной номенклатуры, вышел победителем и стал народным депутатом. Конечно, подобные публикации вызывали раздражение ЦК КПБ, чьим органом являлась наша газета. Дело дошло до того, что был подготовлен проект постановления бюро ЦК о снятии меня с должности редактора. Правда, с этим не согласился тогдашний секретарь ЦК по идеологии Валерий Печенников, который сумел доказать руководству: газета может и должна быть более гибкой, смелой, иначе она будет никому не нужна.

Начало 90‑х. Во время заседания Верховного Совета.

Слово есть дело

Но самое поразительное — публикация 32‑летней давности удивительно актуальна, обращает внимание Зиновий Кириллович:
— Мысли, высказанные в ней молодым политиком, не утратили значимости и сегодня. В частности, принцип: разрушая — созидай. Или: принимая любой закон, надо обязательно подкрепить его комплексом мер защиты от противодействия. С самого начала депутатской деятельности Александр Лукашенко являл собой образ честного, искреннего и справедливого политика, защитника народа. Таким он остается и сегодня.
К тому же он как минимум дважды спас республику от грозящей катастрофы, отмечает бывший главред «СБ»:

— Первый раз — в начале президентства, когда страну удалось удержать буквально на краю пропасти, и второй — в 2020 году, когда именно его воля и непоколебимая решимость погасили развитие цветной революции, госпереворота, организованного коллективным Западом.

Разделяет такое мнение и бывший депутат Верховного Совета БССР 12‑го созыва Роман Внучко:

— Лукашенко в девяностые отвел страну от гражданской войны. Проблема ведь была страшная: коррупция, бандитизм… Партийное кадровое управление по сути было ликвидировано, республикой никто не управлял, в стране разворачивался хаос. Плодились торгаши, в Польшу возили все, что только могли, заводы останавливались, необходимо было принимать экстренные меры. Думаю, Александр Григорьевич в то время сам не осознавал в полной мере, какая это каторга — решение проблем всей страны.
Но он взялся за это — и, как показало время, весьма успешно. Он всегда имел свою точку зрения и умел ее отстаивать. И мы, депутаты, это видели. Он просто не выносил, не мог терпеть несправедливости.
Первый Президент посвятил жизнь и судьбу тяжелой и зачастую неблагодарной работе, заключает Роман Внучно:
— Некоторые, может, поймут это не сегодня, а спустя время. Но я уверен: наступит час — и люди обязательно оценят его труд. И скажут доброе слово.

Дар слушать и слышать людей

— Интервью 1990 года хорошо показывает, что человек умеет просчитывать на много шагов вперед, — отмечает член совета Коммунистической партии Беларуси Георгий Атаманов. — Весьма понятна и правильна главная, как мне кажется, мысль интервью: людей надо слушать, слышать и понимать. А ведь многие чиновники и сегодня либо так не поступают, либо обещают, ничего не делая затем. Александр Лукашенко другой — и за это ему огромное уважение.

— Страна на заре независимости «благодаря» некоторым политикам встала на путь гражданской войны и полного исторического забвения, — отмечает заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН Николай Щёкин, — Становилось очевидно, сколь важно не предавать собственные принципы, ценности и идеалы, любить Родину. А для этого надо видеть и решать проблемы простого человека, помогать ему подняться на ноги. Именно таким и увидел белорусский народ  Александра Лукашенко, проявившего прирожденные лидерские качества, способного организатора и политика.

По мнению политолога, председателя РГОО Белорусское общество «Знание» Вадима Гигина, опубликованная в 1990 году статья подтверждает верность собственным убеждениям, уверенность в собственных силах Александра Лукашенко — и как человека, и как политика:

— И основывается эта уверенность на поддержке народа. Уже тогда он понимал, что время — за новыми лидерами, каким он и являлся. Спустя годы он остается таким же сильным руководителем. Мы видим, что основные оценки событий той поры пересекаются с его последующей линией на посту Президента.

Вадим Гигин обращает внимание и на автора знакового материала:

— Знаком и с творчеством Лилии Ломсадзе, и с ней лично. Очень интересный журналист. Все, кто с ней сталкивался, знают: она просвечивает интервьюируемого, как рентген. То, что именно она брала интервью, — своего рода знак качества. От ее острых вопросов было не уйти. И мы видим, как этот профессиональный, острый и отчасти едкий журналист проникся симпатией к Александру Лукашенко. Она понимала вывод, сделанный в финале статьи: «Подожду. Придет и мое время», — и в чем-то даже солидаризировалась с ним. И сейчас большая часть эпохи суверенной Беларуси — это как раз время Александра Лукашенко.

Есть некоторые политологи, которые полагают, что мастерство политика заключается в способности подстраиваться под требования времени, в умении их уловить. Но это слабые политики! Их еще называют политическими акторами.

Государственный же деятель свою линию (да, она может модернизироваться) проводит через всю жизнь. Именно такому человеку люди верят, именно за таким человеком идут. Именно такие лидеры меняют судьбы государств и народов, создают нечто новое. Таков Александр Лукашенко.
Сила Президента в том, что его внутренние убеждения и понимание чаяний белорусского народа остаются неизменными вне зависимости от обстоятельств. И это принципиально важно.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter