«Работать так, чтобы люди не смеялись»

ТЕПЕРЬ он собирает совершенно другие, как говорит в шутку, совещания. Уже для внуков. Проходят они в деревне Тарасово под Минском. Именно здесь сейчас живет семья Романа Иосифовича ВНУЧКО. Правда, поручения трем внучкам и внуку дает пока не государственной важности — кому-то деревья побелить, кому-то по огороду помочь или в доме убраться. А когда-то приходилось отдавать приказы и принимать в чем-то судьбоносные для страны решения…

С таким девизом Роман Внучко прошел путь от бригадира в щучинском колхозе имени Чапаева до кандидата экономических наук, помощника Президента, главного инспектора по Витебской области и заместителя Премьер- министра

ТЕПЕРЬ он собирает совершенно другие, как говорит в шутку, совещания. Уже для внуков. Проходят они в деревне Тарасово под Минском. Именно здесь сейчас живет семья Романа Иосифовича ВНУЧКО. Правда, поручения трем внучкам и внуку дает пока не государственной важности — кому-то деревья побелить, кому-то по огороду помочь или в доме убраться. А когда-то приходилось отдавать приказы и принимать в чем-то судьбоносные для страны решения…

«Деревня – наша колыбель»

Его малая родина — в Щучинском районе. Небольшая деревенька Буйвичи, где рос, была в нескольких километрах от райцентра, а учиться пришлось в городе, ходил туда вместе с друзьями.

— Послевоенное время — классы переполнены, школ мало. У нас, к примеру, было пять пятых классов и в каждом — по 40 учеников. При этом дети — разного возраста. Кто-то до войны не успел окончить школу, вот и учился с нами.

Не припомнит, чтобы уж сильно прогуливали занятия — помогала тесная связь учителей и родителей. В школу ходили исправно, учиться старались. Но и попроказничать могли часто. Это было своеобразное хобби.

— Возле школы стоял дом генерала — двухэтажное здание с металлической крышей. Каждый из нас, кто проходил мимо, бросал по этой крыше камень — на протяжении минуты раздавался сильный грохот. И так надоело это генералу, что он даже поставил часового с автоматом, чтобы тот следил за нами, — смеется Роман Иосифович. — Правда, никого это не отпугнуло. Все понимали, что стрелять часовой не будет. Отмечу, что в наше время не было развлечений, лагерей труда и отдыха, поэтому все свободное время проводили в семьях.

После занятий, в  выходные и на каникулах Роман делал всю нужную работу по хозяйству и дому. Таких помощников в многодетной семье Внучко было пятеро. Привычное дело, когда мама сажала всех в ряд для прополки сахарной свеклы. И каждый, иногда с утра до вечера, «драл» зелье на своих рядах. Никому и в голову не приходило жаловаться. Тогда приучены были к труду, зачастую тяжелому, от мала до велика. Пример этому — старшее поколение. И неважно, кто у тебя родители, занимают они руководящие должности или нет.

— Жили тогда хоть и не впроголодь, но скромно, ничего лишнего в доме не было. В дальнейшем такая деревенская закалка только помогала.

С лошади пересел на мотоцикл

Трудовая жизнь для Романа Иосифовича началась после армии, откуда он вернулся старшиной. Отец тогда работал бригадиром в хозяйстве в деревне Буйвичи, вот и предложил сыну сменить его.

— Обещал помочь и обучить, поскольку каждую пядь земли там знал. Но вот незадача — пока я заканчивал курсы, место в родном хозяйстве уже заняли. Отправили меня тогда в другое хозяйство, где назначили заведующим производственным участком колхоза имени Чапаева.

Другого транспорта, как лошадь, для молодого бригадира не было. Уже потом на собственные сбережения, собранные путем отказа от многих удовольствий и соблазнов, купил мотоцикл. К своим же трудовым обязанностям всегда относился серьезно. Сейчас в шутку говорит, что у него энергии хоть отбавляй, поэтому многое получалось сразу. Амбиции Романа Иосифовича заметили и назначили председателем исполкома Лядского сельсовета. Пожалуй, это было судьбоносное назначение, хотя проработал в сельсовете всего четыре года. Дело в том, что здесь он познакомился с бухгалтером Марией, которая в дальнейшем стала его женой. Здесь же появились две дочери.

Уже потом молодую семью судьба забросит за шестьдесят километров от сельсовета, где Внучко изберут секретарем парткома совхоза «Знамя Советов». Затем Роман Иосифович возглавит колхоз имени Дзержинского, что в Щучинском районе. Впрочем, переезжать для семьи станет делом привычным — поменяют место жительства они… восемь раз. И все из-за новых назначений. Но именно о работе председателем колхоза вспоминает сегодня Роман Внучко с особой теплотой.

— Это работа с конкретным человеком, его проблемами, а не бумагами. Важно быть вместе с народом. Не отстраненно — руководитель себе, работники себе, — а вместе. Работать как одна команда. Ведь только так можно достичь успеха. Но руководить необходимо твердо, а иногда и жестко, не стоит разбрасываться пустыми словами и обещаниями только ради того, чтобы тебя считали добрым. Люди четко оценивают порядочность руководителя любого ранга.

«Не прополете свеклу – разобью самогонный аппарат...»

Чего не любил Роман Иосифович, так это пьянства. Если видел кого из работников «под мухой», не проходил мимо. Любители «горячительного» даже прятались от него — знали, что с рук это не сойдет. Для него же не столь важна была жесткость наказания. Главное — проблема не осталась незамеченной и упущенной.

Бывали и комичные ситуации, когда алкоголь, можно сказать, становился помощником в «разруливании» трудных ситуаций. Колхоз имени Дзержинского разрезала река Неман, а моста через нее не было. По другую сторону реки как раз и располагалась большая деревня Зечепичи. Так вот, навести порядок в этом поселке было необычайно сложно. Дело в том, что местные не только гнали, но и пили самогон, да как!

— Собираю как-то сельчан и говорю: «Нужно идти полоть свеклу». Все послушали и разошлись. Смотрю, никто за работу и не думает браться. Собираю во второй раз. Тогда же и пригрозил: «Не пойдете работать, разобью ваш самогонный аппарат». Они мне в ответ: «А ты найди». — «А что тут сложного, — говорю им, — возьму любого коня, он и приведет к этому аппарату». Сельчане ведь его бардой поили. Вот когда так пригрозил — пошли работать. Знали, что хоть и молодой у них председатель, мне тогда и тридцати не было, но своего добьется.

Слюнькову ответ понравился

Сегодня Роман Иосифович говорит, что и дальше работал бы в этом колхозе, но поступил в аспирантуру. Приезжал в Минск, брал задание и книги, возвращался домой, а времени для занятий попросту не было — все силы уходили на работу. Пришлось выбирать. Решил продолжить образование. Поступил в Высшую партийную школу на дневное отделение.

— Не хотели меня отпускать на учебу. Переживали, кто же теперь возглавит хозяйство. Я же пообещал, что никуда не денусь — отучусь и вернусь в Щучинский район.

Так и получилось. После двухлетнего обучения Роман Иосифович вернулся. Только не на должность председателя колхоза, а стал заместителем председателя Щучинского районного Совета депутатов. Через несколько лет семью ждал переезд в Сморгонский район. Романа Внучко назначили председателем райисполкома. А еще через два года — очередное новоселье и новая должность. На этот раз стал первым секретарем Новогрудского горкома партии.

— Мне было проще перенести столько переездов, а вот жене и дочкам — сложнее. Но было такое время — приказ не обсуждался. Назначили, нужно ехать. Семью тогда почти не видел — с утра до вечера был на работе. Совещания, собрания, встречи. Воспитанием детей в основном занималась жена.

Запомнилось Роману Иосифовичу собеседование перед назначением первым секретарем горкома партии. Проходило оно в Центральном Комитете. Первый секретарь ЦК Компартии Беларуси Николай Слюньков кандидата на ответственный пост в процессе беседы спросил:

— Ну что, как работать будешь?

Внучко, не раздумывая, ответил:

— Так, чтобы люди не смеялись!

Николаю Никитовичу ответ понравился — с назначением проблем не было, да и ответственные работники, которые присутствовали на встрече, долго еще вспоминали про этот разговор. А Роман Иосифович, как и обещал, работал на совесть.

...А депутат Семдянова выступила против

В 1990 году Внучко избрали депутатом Верховного Совета 12-го созыва. Тогда он возглавил планово-бюджетную комиссию. Правда, с таким назначением связана интересная история. Председателя комиссии выбирали путем голосования в Верховном Совете. Выдвигалось несколько кандидатур, за каждую из них два депутата выступали в поддержку, еще два — против, а потом ставили на голосование. Против Романа Иосифовича выступила Галина Семдянова. До избрания депутатом она была членом парткомиссии Новогрудского горкома.

— Вышла она и говорит, что я злопамятен и так далее, а потому на такую должность не подхожу, — вспоминает Роман Иосифович. — Когда возвращалась на свое место и проходила мимо меня, я привстал и говорю ей: «Спасибо! На самом деле не хочу из Новогрудка уезжать». А все подумали, что я ее обнял, и начали аплодировать. А потом нажали на кнопки и выбрали меня председателем комиссии.

Работать в комиссии было очень сложно — развалился Советский Союз, образовывалось самостоятельное государство. По этой причине не действовали экономические законы, нужно было создавать банковскую, финансовую, платежную системы. Самые трудные вопросы, которые пришлось решать, — формирование и планирование бюджета, создание налоговой системы. Нужно было не только не загубить экономику, но и страну.

— В итоге справились. На работу тратили не отдыхая дни и ночи. Все делали быстро, но при этом старались не допускать ошибок. Приходилось принимать жесткие решения.

Когда же закончился срок депутатства, Роман Иосифович создал Белорусский инвестиционный банк, а потом стал преподавать в университете. Но судьба все же вновь привела его к власти…

Как сделать рентабельным сельское хозяйство?

В начале двухтысячных Роман Внучко назначен помощником Президента — отвечать пришлось за Витебскую область. Главная сложность на такой должности — быть между «молотом» и «наковальней». С одной стороны — глава государства, который должен знать все, что происходит в области. С другой, нельзя поставить в сложное положение кадры области.

— Помощник Президента — обычный человек. И у него может быть свое субъективное мнение по поводу каких-то решений. Здесь нужно четко определиться с приоритетами, научиться правильно доносить информацию до главы государства и контролировать своевременное выполнение поручений Президента. За три года, которые был на этой должности, все же удалось оставить о себе хорошее мнение. Никто не сможет меня упрекнуть в том, что я, образно говоря, лил воду на чью-то мельницу. Старался в меру своего опыта работы и знаний быть объективным.

Закончив работу в качестве помощника Президента, Роман Иосифович вступил в должность заместителя Премьер-министра страны. В кураторстве были многие министерства, ведь именно заместитель Премьера тогда готовил еженедельный доклад о том, что происходит в этих ведомствах. И, чтобы оценить реальную картину, работать приходилось много. А ведь, кроме этого, у зама были и другие обязанности.

— За это время удалось сделать рентабельными почти все виды сельхозпроизводства, за исключением продажи мяса крупного рогатого скота. Также тогда был принят  Указ № 138, который предусматривал передачу целого ряда хозяйств коммерческим организациям и промышленным предприятиям. Этот указ положительно повлиял на сокращение убыточных хозяйств, эффективность сферы АПК и экономику в целом. Конечно, одного хорошего указа или закона мало — нужна система…

СЕГОДНЯ Роман Иосифович — на заслуженном отдыхе. Только полностью отказаться от трудов праведных все же не может — до сих пор консультирует некоторых депутатов по экономическим темам. На вопрос же: «Как сделать более рентабельным сельское хозяйство?» ответил коротко: «В каждом хозяйстве должен появиться настоящий хозяин, который не будет бояться принимать решения и сможет в любой ситуации оставаться человеком с большой буквы».

Наталья БОРИСОВЕЦ, «БН»

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter