Михаил Русый в Парламенте дал исчерпывающий расклад, как успешно хозяйствовать на земле

Работать, производить товарную продукцию и просчитывать каждый шаг

Острые для агрокомплекса социально-экономические темы обсуждались  в Овальном зале, где собрались депутаты обеих палат Парламента и главы профильных министерств Правительства. В центре традиционного формата общения — заместитель Премьер-министра Михаил РУСЫЙ.


Удивительная вещь. Прозвучало столько интересных и принципиально важных не только для аграриев, для всего общества тем и заявлений, а в вездесущем интернет-пространстве какие-то ошметки  «жареной» информации, когда и кого из чиновников сняли с должности, ерничанье  по поводу и без в адрес деревень будущего. Тоже мне, сенсация. Как будто раньше не справившихся с работой чиновников не снимали. И как будто мы действительно не построили сотни классных агрогородков, которые вполне себе реально превратить в эти самые деревни будущего.

Словом, тенденциозная и глупая подборка «инфы», которая, как прокисшие сливки, никому не нужна. На самом деле Михаил Русый говорил о создании внутреннего рынка молока, независимых лабораториях и объяснил, как увеличить зарплаты на селе, где нашелся новый источник для льготного кредитования АПК, насколько увеличили сроки лизинга на приобретение техники.

ПЕРВЫМ делом — об итогах работы агрокомплекса. Они, без преувеличения, впечатляющие. Доля экспорта сельхозпродукции и продовольствия в общем объеме достигает уже 18 процентов. По производству молока на душу населения мы опережаем Голландию, Германию и Францию, мяса — Германию и Англию. Наши продукты поставляются в 61 страну мира, причем по основным экспортным позициям с хорошей эффективностью: рентабельность продаж сливочного масла, сыров, сухого обезжиренного молока —  24—29, говядины в среднем 11 процентов. Реализация тонны масла приносит производителю порядка 1200 долларов прибыли, сыра — 400, цельного молока — 450—570. Не случайно Михаил Русый приравнял наш молочный бизнес к нефтяному.


А теперь вдумайтесь: сколько надо было проделать работы, какие титанические усилия приложить, чтобы небольшая по размерам страна заняла  8-е место в мире по экспорту молока и вошла в ТОП-20 мировых экспортеров мяса, сахара, рапсового масла и льноволокна. Причем это мнение не отечественных мечтателей-оптимистов, а авторитетной Продовольственной и сельхозорганизации ООН — ФАО.

О хорошем заместитель Премьер-министра говорил кратко. Больше анализировал проблемы и недостатки. Не стал скрывать, что в целом эффективность хромает и пока существенно отстает от ведущих европейских стран. Высоки трудозатраты, производство энергоемко. Для сравнения: в 2015 году в странах ЕС валовая добавленная стоимость в сельском хозяйстве в расчете на одного работника  в среднем составила  28– 44 тысячи долларов, в Беларуси — 16 тысяч. Что это, как недополученная прибыль и в итоге невысокие зарплаты в агросекторе. И главная причина этого — грубые нарушения технологической дисциплины, бесхозяйственность. Посему Михаил Русый ставит задачу номер один – диктатура  технологий.

Даже до Овального зала докатилась такая давно обсуждаемая  в кругах специалистов проблема, как засилье кукурузы. Она не только самый затратный в производстве кормовой компонент, но еще и причина болезней и непродуктивного выбытия скота. Потери в животноводстве подсчитал Минсельхозпрод: за прошлый год 758 миллионов рублей, более 9 процентов от годового объема. Это, согласитесь, абсолютно недопустимо и не по-хозяйски.


О молоке разговор особый. По твердому убеждению Михаила Русого, это  наша валюта, основной приток которой  дают  те новые 312 и 983 реконструированных молочно-товарных комплекса, построенных за последние 6 лет. Более того, это крепкий фундамент и ресурс на 30—40 лет. Именно эти современные фермы и комплексы обеспечивают эффективное производство и высокое качество молока: рентабельность продаж в 2016 году более 14, а в лучших хозяйствах 35—50 процентов. Это, как выразился заместитель Премьер-министра, сопоставимо с нефтяным бизнесом.

Неудивительно, что молочной отрасли определены отдельные задачи и ориентиры: к 2020 году, например,  продуктивность дойного стада должна достичь 6,5 тысячи килограммов молока от коровы в год.

В целом критерий эффективности не нов, но конкретен — производство продукции на балло-гектар: зерна — 145 килограммов, картофеля — 950, сахарной свеклы — 1700, рапса – 100. Этот набор цифр должен стать настольной книгой в каждом хозяйстве. И не потому, что просто так захотели чиновники. Достижение этих показателей – гарантия получения достаточной товарной продукции, которая даст оборотку, деньги в кассы и зарплату людям.  

Ставя такие напряженные задания, государство не оставляет аграриев один на один с проблемами. Да, без дооснащения и обновления технического парка невозможно выйти на новый уровень производства. Поэтому сегодня на доработке находится проект указа № 146. Предлагается сделать еще один шаг вперед — растянуть срок лизинга на десять лет вместо семи и исключить первоначальный 10- процентный взнос от стоимости техники. Это раз.

Второе. Количество убыточных сельхозорганизаций с начала 2017 года снизилось более чем на 40 процентов. Подвижки есть, но в развитие Указа № 253 подготовлен проект нового с особым подходом к досудебному оздоровлению хозяйств. Проблема в том, что типичное банкротство и санация несколько не подходят для села. Поэтому новый  механизм нарабатывается, и, скорее всего, до конца года документ будет принят.

И третье. Как ни крути, ввиду специфики отрасли, где оборачиваемость оборотного капитала свыше года, хозяйства вынуждены брать кредиты. В Правительстве видят, назрела необходимость в создании дополнительного источника для льготного кредитования. Первый этап уже удалось реализовать: в уставной фонд ОАО «Белагропромбанк» переданы средства на приобретение ГСМ и минудобрений в объеме 476 миллионов рублей.

Что интересно и важно, Правительство просчитало экономически обоснованный размер ставок, по которым сельхозпроизводители могут обслуживать долги с учетом их фактической рентабельности — не более 3 процентов годовых. Причем в этом году объем льготного кредитования текущей деятельности под такой процент предусмотрен в размере около 50 процентов от потребности.

Конечно, за каждой задачей и цифрой стоят люди. И проблем немало. Зарплаты, нехватка квалифицированных кадров, текучка.

«Профессия агрария не является популярной. Сегодня другие приоритеты, а много ли у нас чиновников, которые отдали своих детей в сельхозучебные заведения?» — задал вопрос Михаил Русый, обращаясь к парламентариям, сидящим в Овальном зале, но ответа не получил.

Депутаты высказывали свои мнения. Иван Антонович, например, поинтересовался целесообразностью создания  независимых лабораторий, которые определяли бы качество продукта, исключив здесь монополию перерабатывающих заводов.

Михаил Русый с этим не согласился: «У нас выстроена солидная система определения качества молока. На фермах определяются основные параметры, и если руководитель хозяйства не согласен с переработчиком, ему никто не мешает обратиться в районную или областную лабораторию». Другое дело, заметил заместитель Премьер-министра, сырьевые зоны: «Надо потихоньку создавать рынок молока. Сейчас в день на заводы его поступает на 700 тонн больше прошлогоднего уровня. Мы предлагали дать возможность хозяйствам этот дополнительный объем выставить на биржу. Пусть переработчик повоюет за дополнительное сырье. Но поднимать закупочные цены нельзя – они сразу потянут за собой рост реализационных».

Депутат Андрей Рыбак  поинтересовался судьбой хозяйств со слабой экономикой, в которых, на его взгляд,  процессы оздоровления не дают большого эффекта.

Михаил Русый опять был лаконичен и откровенен: «В 68 абсолютно лежачих хозяйствах никто ничего не считает, лишь просят кредиты под гарантии государства. Перевели все обязательства в агентство, дали отсрочки и рассрочки – что еще надо? База, созданная при профессиональной подготовке специалистов высшего и среднего звена, позволяет как минимум  свести концы с концами. Надо  работать, производить товарную продукцию и просчитывать каждый шаг. Производите молоко сортом «экстра» и получайте все надбавки в полном объеме. Разница между ней и высшим сортом — 150 рублей. Вот за что надо бороться и считать деньги».

К 2020 году агрокомплексу поставлена задача произвести 10 миллионов тонн зерна без кукурузы, молока — 9, картофеля — 6, сахарной свеклы — более 5, скота и птицы не менее 2 миллионов тонн. Это значит, в производстве надо ежегодно прирастать на 3—4 процента, переработке — на 5—6, а производительность труда увеличить в 1,4 раза, рентабельность продаж довести до 10 процентов и в целом  экспорте сельхозпродукции и сырья заработать не менее 7 миллиардов долларов. Это, согласитесь, очень весомо, серьезно. И абсолютно, а в этом Михаил Русый убежден сам и убедил депутатов, реально. И за точку отсчета  в достижении намеченного нужно брать не сегодняшний и завтрашний день, а уже вчерашний.

germanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter