Работать на себя никто не запретит

Жители Студенковского сельсовета Сенненского района взбудоражены странной новостью...
Жители Студенковского сельсовета Сенненского района взбудоражены странной новостью. На приусадебных участках им запрещают выращивать зерновые. Так, мол, и говорят: рожь, ячмень или пшеницу не сейте! Комбайны для уборки огородов в следующем году выделять не будут. Об этом обеспокоенные сельчане написали в редакцию «СБ».

Один из подписавшихся под письмом — 84–летний Петр Хотяшов из деревни Алексиничи эту идею не одобряет:
— Когда–то ведь молотили вручную. А сейчас столько техники... И вдруг — запрет! Я многое повидал на своем веку. Но если случится так, как говорят, это, пожалуй, будет самое грустное, с чем приходилось сталкиваться.
Чтобы выяснить, насколько обоснованны тревоги сельчан, я отправился в командировку.

Одним из первых, кто разъяснил мне схему, по которой сельсовет намерен работать с местными жителями, был пенсионер Владимир Шелухо. Петра Владимировича я встретил на центральной улице в Алексиничах:
— Сельсовет предлагает заключать договор с сельхозпредприятием «Пурплево». Мол, там по договору определят надел на колхозном поле. Его для каждого сельчанина засеют. Человек заплатит за обработку земли, за посев, за уборку. И осенью ему привезут готовое зерно домой. Звучит красиво. Но, боюсь, по деньгам невыгодно будет.

Впрочем, оказалось, что у новшества есть не только противники. По словам пенсионерки Валентины Рудашкевич из Курейшино, в ее деревне жителей осталось 6 человек. Все — преклонного возраста. Коня нет ни у кого. Огород не вспашешь. В нынешнем году старушка заключила договор с «Пурплево». Купила зерно. И очень довольна, что хозяйство избавило ее от необходимости обрабатывать личные 50 соток. Хотя здесь же я услыхал и противоположное мнение. 

От социального работника Раисы Толкачевой, которая обслуживает Валентину Васильевну. Толкачева с мужем живет в Алексиничах. Тоже имеет надел 50 соток. У них — свой трактор. Есть силы и желание работать на земле. И здесь, она считает, запреты и ограничения неуместны. Согласен с супругой и Геннадий Толкачев, сторож Алексиничской школы:
— Это ж родина моя! Я рядом со своим земельным наделом колодец выкопал, беседку соорудил, окна ПВХ в доме родительском поставил. Братья–сестры приезжают, нарадоваться не могут, как уютно и красиво. Неужто я на этой земле бурьян выращивать стану?.. Нет, конечно. Поэтому, несмотря ни на что, уже посеял озимую пшеницу.

В Студенковском сельсовете мне рассказали, что новую схему обеспечения зерном внедрили не от хорошей жизни. 70 процентов населения — пенсионеры. Некоторые не в силах огороды обрабатывать. Вот и передают свои участки в колхозный севооборот. В прошлом году такой земли набралось 12 гектаров. В 2012–м договоры с «Пурплево» заключили около 200 человек, которые выкупили у хозяйства 58 тонн зерна. По словам председателя Студенковского сельсовета Василия Барановского, от этих людей он слышит лишь благодарности:
— Зерно нынешнего урожая по договорам продавали дешевле 1.300 рублей за килограмм. Ниже себестоимости! Скептикам стоит подсчитать, что выгоднее: купить его в хозяйстве или вырастить самому. Раньше в сельсовете был комбайн. Но он устарел морально и физически, поэтому от него избавились. В нынешнем году с помощью хозяйств обмолотили около 200 огородов. Да, где–то запаздывали. Но приехали ко всем, кто просил.

Не исключено, что скоро у нас снова появится комбайн. Но даже если этого не произойдет, технику для уборки приусадебных участков хозяйства выделят и в следующем году. О принципиальном запрете сеять зерновые речь никогда не шла. Это слухи! Никто насильно приусадебные участки в колхоз не забирает. Пусть люди выбирают, что им удобнее: заключить договор с сельхозпредприятием или самостоятельно обрабатывать собственные наделы.

Хорошо, что ситуация разрешилась таким образом. Но меня, если честно, поразило другое. Многие мои собеседники признавались, что в любом случае зерновые на своих участках сеять будут. И найдут возможность их убрать. В крайнем случае, косой скосят и вручную обмолотят. На мой взгляд, такое желание трудиться на земле достойно уважения. И заслуживает поддержки.

КОММЕНТАРИЙ ПО ТЕМЕ

Михаил Вилюго, председатель Сенненского районного Совета депутатов:
— Убирать разрозненные приусадебные участки слишком затратно. Поэтому мы рекомендуем, убеждаем людей заключать договоры и покупать зерно в сельхозпредприятиях. О том, что услуга востребованна, свидетельствует количество договоров в 2012–м — около 800. Желающим самостоятельно обрабатывать собственные наделы никто ничего не запрещает. Как и прежде, они могут рассчитывать на помощь в уборке урожая.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter