Анатолий Насеня: власть демонстрирует открытость и призывает к конструктивному диалогу

Работать на перспективу

В регионах проходят дискуссии с участием депутатов, сотрудников предприятий и организаций, ученых, экспертов, бизнесменов, представителей общественных структур. На встречах озвучивают конкретные проблемы, идет поиск решений, сложных вопросов. Что сегодня волнует людей? Как ведется подготовка к Всебелорусскому народному собранию? Об этом беседа с членом Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по экономической политике Анатолием Насеней.

Услышать друг друга

— Сегодня по всей стране проходят общественные приемные. Это эффективные площадки для обсуждения волнующих тем. Подготовка к Всебелорусскому народному собранию набирает ­обороты. 

— Повестку этого важного общественного события определяет республиканский оргкомитет, который возглавляет Премьер-министр. При подготовке Всебелорусского народного собрания важно обойтись без лишней бюрократии. Сейчас формируются предложения по дате проведения, формату, числу участников, а также по ключевым вопросам, стоящим перед страной. Роман Головченко отметил, что во время проведения форума должны прозвучать различные мнения и взгляды. Для участия в народном вече следует выдвигать наиболее достойных кандидатов, лидеров партий и общественных объединений со всех регионов страны. Ведь делегатам предстоит подвести итоги предыдущих лет и определиться с планами и задачами страны на следующую пятилетку. В частности, предлагается рассмотреть вопросы социально‑экономического характера и общественно‑политического развития страны. 

Мы видим, что в обществе назрели перемены. Стратегия по проведению должна вырабатываться не на улицах. За стол переговоров необходимо сесть тем, кто действительно расположен к диалогу, думает об интересах народа и страны. Важно, чтобы люди, зачастую с полярными точками зрения, не разошлись в разные стороны, а, наоборот, услышали друг друга. Власть демонстрирует открытость. На встречах, которые проходят по всей стране, обсуждается работа местных органов власти, бизнес-климат, эффективность управления на госпредприятиях, система налогообложения, экология, модернизация производств и многое другое. 

— Говоря о конституционной реформе, нужно подчеркнуть, что сегодня в обществе звучит мысль и о том, что перераспределение полномочий можно провести и в рамках нынешнего Основного Закона.

— Интерес к преобразованиям в системах государственного и общественного управления большой. Предложения можно разделить на несколько групп. Первая касается политического уклада страны, вторая — путей нашего социально-экономического развития, третья — идеологической составляющей, координат ценностей. Среди самых распространенных идей — перераспределение полномочий между ветвями власти, административно-территориальное деление, определение внешней и внутренней политики, социальных и экономических гарантий. Есть темы, затрагивающие государственную символику, религию. Одно из предложений — ввести в стране должность уполномоченного по правам человека. Обратная связь помогает понять, что за проблемы поднимает общественность и какие варианты устройства государства видит. 

— В последнее время в стране на разных уровнях обсуждают пути развития местного самоуправления. На ваш взгляд, что требует изменений?

— Одно из ключевых мнений — местным органам власти нужно давать больше полномочий в решении вопросов, которые волнуют людей, продвижении перспективных проектов, выборе стратегии развития населенных пунктов. Исходя из реалий настоящего времени, все большее значение для повышения роли местного самоуправления приобретает создание эффективных правовых механизмов для реализации инициатив граждан. 

 К сожалению, достаточного понимания, что такое местное управление и самоуправление, у большинства сегодня нет. Есть осознание, что государство решает все вопросы. Но каждый гражданин, проживая в стране, принимает участие в реализации тех направлений, которые обеспечивают ее развитие, и должен нести ответственность за конечный результат.

От частного к общему

— Вопросам экономического развития уделяется особое внимание. В нашей стране введен целый комплекс мер по созданию благоприятной среды для бизнеса: от господдержки до снижения налоговой нагрузки. Сейчас дорабатывается Закон «О хозяйственных обществах». Какие новшества он несет?

— Например, в целях расширения дополнительных механизмов, позволяющих стабилизировать финансово-хозяйственную деятельность хозяйственного общества, законопроект предусматривает возможность внесения его участниками имущества, которое не влечет за собой увеличения уставного фонда и размера долей. Такой шаг — быстрый и незабюрократизированный способ поправить дела или привлечь дополнительные инвестиции. Значительный блок касается улучшения корпоративного управления: конкретизируются требования к формированию совета директоров, порядку проведения заседаний данного органа управления, а также предъявляются новые требования к информационной открытости. Одним из направлений развития корпоративных отношений является повышение информационной прозрачности хозяйственных обществ. При их значительном количестве зачастую информацию о большинстве найти достаточно затруднительно. На фоне пандемии коронавируса появилось еще одно предложение. В устав хозяйственного общества по согласию учредителей (участников) включить положения, предусматривающие возможность использования электронной связи, информационных сетей или программно-аппаратных средств и технологий при организации созыва и проведения общего собрания участников.

— Сегодня важная роль отводится государственно-частному партнерству. В мировой практике насчитывается огромное количество форм взаимодействия органов власти и бизнеса. Что мы планируем делать в этом направлении? 

— Уже принят Закон «О государственно-частном партнерстве». Документ направлен на привлечение инвестиций в экономику нашей страны, определяет правовые условия государственно-частного партнерства, регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе заключения, исполнения и расторжения соглашений о таком партнерстве. 

Сегодня в рамках развития ГЧП в стране рассматривается строительство станции скорой медицинской помощи в Барановичах, детского сада в Минской области и других социальных проектов. Конечно, есть и трудности, и это в первую очередь связано с тем, что государство не всегда готово по большинству инфраструктурных объектов передать частному сектору свою ответственность по регулированию социальных стандартов, а частный сектор не готов нести риск без господдержки. Государственно-частное партнерство — это дорога с двухсторонним движением. Внедрение механизмов ГЧП позволит сэкономить бюджетные средства, а также повысить качество услуг, внедрить современные методы управления государственными объектами, сократить сроки реализации проектов. 

— Анатолий Васильевич, диалоговые площадки, общественные приемные, обращения граждан позволяют составить дорожную карту совершенствования законодательства? Как парламентарии рассматривают предложения, прозвучавшие во время дискуссий?

— Регулярные обсуждения волнующих общество вопросов дают возможность увидеть весь срез проблем. Это хороший источник информации. Важно «слушать и слышать друг друга». Посмотрите, как активно представители власти, общественных объединений, трудовых коллективов, руководители предприятий, бизнесмены отстаивают свои взгляды. Конечно, не все идеи могут попасть в законопроекты, но все предложения будут систематизированы, проанализированы и направлены в оргкомитет по подготовке и проведению Всебелорусского народного собрания. Также различные запросы поступят в профильные комиссии и не останутся без внимания специалистов. Мы искренне признательны неравнодушным гражданам, особенно в регионах, за их активность и конструктивный обмен мнениями, проявленную ответственность за судьбу своей страны.

hilkok@sb.by

Фото из личного архива
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter