Работать и мыслить по-новому

Такое требование предъявил кризис к законодателям и управленцам всех уровнейПредседатель Правительства РФ Владимир Путин в последних числах февраля провел встречу с депутатами фракции «Единая Россия». О том, какой пакет предложений по выходу страны из кризиса представили законодатели руководству страны, рассказал в беседе с корреспондентом «СВ» участник этого совещания председатель Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Юрий ВАСИЛЬЕВ.

– Я могу рассказать прежде всего о тех предложениях, которые непосредственно относятся к налогово-бюджетной сфере. Например, для поддержки отечественной промышленности, особенно малого и среднего бизнеса, заслуживает внимания предложение о введении законодательной нормы, предусматривающей объявление трехлетнего моратория на повышение любых налогов. Как известно, с самого начала налоговой реформы  политика государства строилась на основе принципа последовательного снижения налоговой нагрузки. Однако юридическое  закрепление моратория на повышение налогов выступило бы в роли государственной гарантии поддержания стабильности налоговой системы на кризисный период и способствовало бы стимулированию как иностранных, так и внутренних инвестиций в отечественную экономику. Введение подобной нормы также явилось бы важным идеологическим фактором, направленным на укрепление взаимного доверия государства и налогоплательщиков.
Другой реальной  законодательной мерой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях экономического кризиса может служить предложение об  увеличении с 20 до 60 млн рублей  предельного размера годового дохода предприятий, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения.
– Что конкретно даст эта возможность для предпринимателей?
– Предусмотренное в настоящее время значение предельного дохода для применения упрощенной системы налогообложения, скорректированное на установленный коэффициент-дефлятор, не в полной мере учитывает темпы роста индекса потребительских цен. Это существенно ограничивает возможности субъектов малого  и среднего бизнеса в части применения указанного льготного налогового режима. Реализация предлагаемой меры позволила бы расширить круг малых и средних предприятий, имеющих возможность применять упрощенную систему налогообложения, реально снизить налоговую нагрузку на такие предприятия.
При этом в целях экономической поддержки вновь создаваемых малых предприятий было бы целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении им налоговых каникул сроком на один год.
– То есть, как я понял, речь идет о дальнейшей либерализации налоговой системы. В связи с чем, наверное, можно спросить о смягчении уголовной ответственности за налоговые правонарушения? Об этом, кстати, в бизнес-сообществе  циркулирует немало разных слухов…
– На повестке дня нашей работы в сфере налогового администрирования весьма остро стоит вопрос о повышении ответственности налоговых органов и их должностных лиц за предпринимаемые ими действия и принятые решения. Как показывает имеющаяся правоприменительная практика, основные проблемы в сфере налогового администрирования связаны, как правило, не с качеством закона, а с тем, как он применяется на практике. Учитывая участившиеся в последнее время факты необоснованных претензий должностных лиц налоговых органов к  налогоплательщикам, связанных либо с некомпетентностью, либо злоупотреблениями со стороны этих  лиц,  депутаты фракции начали  работу над поправками в Уголовный кодекс. В стадии рассмотрения поправки,  предусматривающие уголовную ответственность должностных лиц налоговых органов за привлечение к ответственности лиц, заведомо невиновных в совершении налоговых правонарушений. Такая мера явилась бы дополнительной государственной гарантией от фактов произвола налоговых органов на местах.
 – Можно ли сказать, что в последние годы налоги становятся все более социально направленными по отношению к людям, находящимся ниже черты бедности?
– Если государство не обеспечивает своему гражданину прожиточный минимум, оно не имеет морального права требовать от него уплаты подоходного налога. В условиях экономического кризиса, отбросившего значительное число людей за грань бедности, реализация подобной меры явилась бы средством повышения уровня социальной защиты граждан.
Помимо этого, депутаты фракции «Единая Россия» считают необходимым продолжить реализацию мер, направленных на увеличение стандартных, социальных и имущественных вычетов из подоходного налога с учетом темпов инфляции. При этом особое внимание должно быть уделено мерам адресной налоговой поддержки многодетных семей, инвалидов и других социально наименее защищенных категорий граждан. Наряду с сохранением плоской шкалы налога на доходы физических лиц мы будем настаивать на освобождении от уплаты подоходного налога лиц с доходами ниже прожиточного минимума.
– Ходит немало разговоров о повышении инвестиционной активности среди самих граждан, то есть о приобщении их к экономике страны через ценные бумаги…
– В условиях экономического кризиса исключительно важное значение приобретают меры налогового стимулирования инвестиционной активности граждан. По оценкам аналитиков, объем сбережений российских граждан составляет более 5 трлн рублей и 923 млрд долларов США. Однако большая часть этих сбережений не работает на развитие экономики.
В связи с этим считаем целесообразным безотлагательное принятие закона, предусматривающего освобождение от обложения НДФЛ доходов граждан при осуществлении инвестиций на фондовом рынке, предоставление имущественного налогового вычета при реализации ценных бумаг, отвечающих установленным критериям, а также учет убытков при реализации ценных бумаг в полном объеме. Помимо своей социальной направленности подобная законодательная мера способствовала бы притоку дополнительных инвестиций в экономику страны за счет мобилизации сбережений граждан.
– В одном из интервью вы говорили, что наиболее уязвимыми  для кризиса могут стать региональные бюджеты и поэтому необходимо кардинально менять стратегию и методику их финансирования.
– Давно  требует решения проблема полного исключения практики предоставления на федеральном уровне любых льгот по региональным и местным налогам, влекущих выпадение доходов соответствующих бюджетов без их полной компенсации из федерального бюджета. Подобная законодательная мера способствовала бы безусловной реализации заложенного в Бюджетный кодекс принципа финансовой самостоятельности бюджетов регионального и местного уровней, а также повышению роли этих бюджетов в решении задач экономического и социального развития на соответствующих территориях. Вместе с этим в целях упреждения возможных негативных экономических, социальных и иных последствий отмены отдельных льгот целесообразно совместно с правительством незамедлительно провести инвентаризацию действующих льгот. И уже по ее результатам необходимо выработать взвешенные законодательные решения об их полной отмене либо об их частичном сохранении, но при условии компенсации соответствующим бюджетам размера выпадающих доходов.
Другой важной мерой, направленной на укрепление стабильности региональных и местных бюджетов, представляется законодательное закрепление положения о запрете принятия поправок в Налоговый кодекс, приводящих к выпадающим доходам этих бюджетов без их полной компенсации из федерального бюджета на весь срок действия соответствующих изменений.
В рамках корректировки показателей федерального бюджета на 2009 год целесообразно пересмотреть методику формирования и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, так как в основу их расчета заложена налоговая база 2007 года.
В каких-то вопросах необходимо  использовать элементы ручной настройки, чтобы из-за формальных цифр не упустить какие-то обязательства регионов и муниципалитетов. В перспективе необходимо разработать новые формы и условия предоставления финансовой помощи из федерального бюджета регионам и внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс.
– На недавней встрече президенты России и Беларуси договорились обеспечивать динамику торгово-экономического сотрудничества в рамках Союзного государства…
– Сотрудничество наших стран обеспечивается и на законодательном уровне. В частности, депутаты думского бюджетного комитета планируют в конце марта рассмотреть законопроект о ратификации договора между Российской Федерацией и Беларусью по тарифам на нефтепродукты. О подробностях этого документа пока говорить рано, но, безусловно, будет сделано все возможное, чтобы укрепить партнерские и, главное, взаимовыгодные связи с братской Республикой Беларусь.
– Вы сторонник жесткого контроля по  расходам бюджетных денег. Какие реальные меры будут приняты в этом направлении?
– Сегодня, когда на учете каждый бюджетный рубль, крайне важно установить  ответственность главных распорядителей бюджетных средств за  низкое качество организации бюджетного процесса, которое влечет завышение потребности бюджетных ассигнований, затягивание разработки нормативно-правовых актов, необходимых для исполнения бюджета, неравномерность кассового исполнения бюджета. Настало время  ужесточить основания для переноса неиспользованных средств на следующий финансовый год. Это не просто декларации, а руководство к действию. В условиях нарастания кризисных явлений в экономике России особое значение приобретают вопросы, связанные с результативностью использования средств федерального бюджета и своевременным доведением их до бюджетополучателей.
Так что в нынешний год, в Год быка по восточному гороскопу, нам всем придется  «пахать» на законодательном поле в поте лица. При этом надо учитывать, что кризис заставит нас всех работать и мыслить по-новому.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter