Привычка трудиться удаленно — благо или проклятие?

Работа видится на расстоянии

С началом пандемии коронавируса переход части работников на удаленку казался вынужденной мерой. Но вот что интересно: год спустя вытащить людей обратно в офисы оказалось не так-то просто. Более того, кое-кто готов даже лишиться части зарплаты, лишь бы сохранить статус-кво. Результаты опубликованного на днях исследования российского сервиса по поиску работы Superjob свидетельствуют: треть опрошенных готовы потерять часть трудовых доходов, но остаться вне офисов. Чаще всего это молодые люди до 24 лет и респонденты с зарплатой менее 30 тысяч российских рублей (около одной тысячи белорусских). Редакционные спорщики скрестили шпаги: один считает, что удаленная работа стала нормой и этот тренд уже не переломить; второй же убежден, что общее время и место, единый ритм и монополия на время сотрудника приносят больше, чем экономия на площадях, электроэнергии и оборудовании рабочих мест. Как обычно, беспристрастный рефери оценит аргументы обеих сторон спора.

Не офис красит человека

Предлагаю, Дмитрий, чтобы спор наш был бескровным, договориться на берегу: речь ведем о так называемой разумной удаленке. Условимся, что токаря невозможно оторвать от станка в его цехе, а водителя троллейбуса — от его рогатой машины. А вот, допустим, дизайнеры, репетиторы, редакторы, программисты, бухгалтеры, юристы, менеджеры по работе с клиентами и многие другие офисные работники вполне могут часть трудового дня, а то и весь день существовать отдельно от коллектива — спасибо IT‑технологиям. Об этих людях и речь.
«Если вы хотите, чтобы с работой не просто справлялись, но и преуспевали в ней, вам нужны люди, которым вы сможете доверять»
(Ричард Брэнсон, британский предприниматель). 

Так вот, Дмитрий, в результате прошлогодних экспериментов с частичным переводом работы на удаленный режим многие прочувствовали, пожалуй, главный плюс такой деятельности. Это экономия времени. Во‑первых, не нужно тратить десятки драгоценных минут на поездки из дома в офис и обратно, искать место для парковки авто в переполненном квартале, придерживаться строгого хронометража в обеденный перерыв. Во‑вторых, не надо хитрить и маневрировать: в офисной жизни масса отлучек — люди отпрашиваются, чтобы успеть в течение дня решить неотложные личные дела или вовремя прий-ти на вечернее мероприятие. В‑третьих, нет нужды протирать штаны за столом, если здесь и сейчас отсутствует значимый повод для этого. Зато если намечается аврал, человека на удаленке легче мобилизовать — он приступает к решению вопросов в любое нужное время, как только с ним свяжешься.

Нанимателям от удаленной работы части коллектива, как показала практика, тоже польза. Меньшее количество сотрудников в здании сокращает затраты на мебель, оргтехнику, канцтовары, отопление, кондиционирование и другие услуги. Оптимизируется бюджет по заработной плате: тем, кто работает вне офиса, как правило, платят несколько меньше «очников». Меньше денег тратится на аренду. А самое главное — можно принимать на работу высококлассных специалистов, живущих далеко от «штаба», в том числе в других населенных пунктах. Кстати, один мой знакомый, владеющий небольшим бизнесом и руководящий коллективом из 50 человек, за последний год сумел почти на треть сократить ежемесячные расходы на аренду и персонал благодаря подобному переформатированию работы. Тщательно продумал систему контроля за удаленными сотрудниками, прописал сроки и форму сдачи работы, оговорил штрафные санкции за нарушение дедлайнов — дело пошло как по маслу!

Пандемия, Дмитрий, на мой взгляд, переформатировала взгляды на организацию труда не только у нанимателей, но и у работников. Тот, кто понял, что его оценивают не по количеству времени, проводимому за столом, а по качеству и срокам выполняемого производственного задания, никогда не согласится на прежние условия взаимодействия с руководством. И не только потому, что удаленка — это независимость: начальник не стоит над душой, а коллеги не отвлекают своей болтовней. Человек впредь просто будет из кожи вон лезть, чтобы стать еще более продуктивным.

В заключение, Дмитрий, подкреплю свои доводы выводами, сделанными глобальной командой консультантов по организации рабочего пространства авторитетной международной консалтинговой компании Colliers International. Они провели исследование «Работа на дому», в котором задействовали более пяти тысяч респондентов из 25 стран мира (в том числе и из Беларуси), занятых в 18 отраслях экономики. Один из выводов таков: удаленка в постковидное время станет обычной практикой — она продуктивна и открывает больше возможностей для сотрудников, нанимателей и общества. Высокая эффективность, а также баланс работы и личной жизни — основные факторы, способствующие переходу на работу из дома. При этом опрос показал, что респонденты скучают по офису, как по месту, в котором они могут общаться и взаимодействовать с коллегами. И все‑таки 82 процента опрошенных хотят работать из дома и после COVID‑19 не менее одного раза в неделю. В среднем респонденты предпочли бы работать из дома два раза в неделю. Мне кажется, это вполне взвешенное решение. А вам, Дмитрий?
Александр НЕСТЕРОВ

Кухонное настроение

Какие бы вы аргументы, Александр, ни приводили в пользу удаленного труда, мне согласиться с этим будет довольно сложно. Соглашусь лишь с одним — это вынужденная мера в период пандемии. И она вряд ли получит широкое распространение в привычных для человечества условиях без всяких эпидемий. Ориентироваться на непонятные соцопросы я бы не стал — попробую представить свою позицию с помощью личных ощущений и на основе конкретных мнений знакомых, отправленных нанимателями трудиться домой.
«Сознание плодотворности труда есть одно из самых лучших удовольствий»
(Люк де Клапье Вовенарг, французский философ).

Безусловно, вы сделали правильную оговорку насчет водителей и токарей — речь, конечно же, идет не об упомянутых вами профессиях. Но тем не менее практически все, кто работает дома, отмечают одно обстоятельство — отсутствие личного общения с людьми. А это довольно сильно угнетает, не считая, конечно, немногочисленных интровертов, ведь большинство граждан давно привыкло к социуму и живой атмосфере. В офисе этого не замечаешь — все происходит само собой, а вот дома ощущается определенный вакуум, так уж устроен нормальный человек. Полноценная рабочая обстановка с коллегами и интересной параллельной информацией, с новыми клиентами, впечатлениями и добрыми эмоциями — все это только стимулирует развитие продуктивного профессионального духа. Предвижу комментарии некоторых продвинутых фрилансеров, что, мол, социальные сети и различные мессенджеры еще как дают возможность пообщаться! Соглашусь, дают. Но насколько полноценно такое общение?

Чисто практический вопрос: как дома организовать полноценное рабочее место? Компьютер и интернет уже стал нормой для любого дома или квартиры. А как насчет специальной оргтехники, транспорта и других возможностей, которые доступны только на территории работодателя? Нюансов масса. Конечно, Александр, сегодня ничего невыполнимого в этом плане не существует: расчетный счет организации и новые технологии позволят выполнить любую задачу, но стоит ли оно того?

И еще один очень важный и, на мой взгляд, решающий момент — самодисциплина. Несмотря на то что большинство работников — ответственные и серьезные люди, все равно срабатывает психологический аспект. Речь идет о том, что, когда человек приходит на работу, он автоматически настраивается на эффективный труд по всем параметрам, начиная от внешнего вида и заканчивая сосредоточенностью. Скажите откровенно, Александр, можно ли всего этого полноценно добиться, образно говоря, на кухне, когда рядом играют дети или смотрят телевизор другие члены семьи? Как это ни странно звучит, но работать в офисе легче — все необходимые инструменты и контакты под рукой, вокруг царит соответствующая атмосфера и, что очень важно, нет лишних соблазнов отвлечься, расслабиться и т.д. Ведь все это не лучшим образом влияет на то, в чем мы, как и наши работодатели, напрямую и постоянно заинтересованы, — на эффективность труда. Я знаком с людьми, которые имеют возможность работать удаленно, но традиционно продолжают ежедневно приходить на свои рабочие места — так, по их словам, эффективнее. Они считают, что в личном домашнем пространстве мобилизовываться на работу очень сложно — слишком многое отвлекает, и, как говорится, не по теме. Такого мнения придерживаются прежде всего те, у кого доходы находятся в прямой зависимости от результатов работы, а разве должно быть как‑то по‑другому? Поэтому, Александр, рассматриваю удаленные варианты работы только как вынужденную меру и оправданное дополнение к основной деятельности, но не как перспективу в мировом масштабе.
Дмитрий ШАМКО

shamko@sb.by

Брейк!

Поставили вы меня, господа спорщики, пусть и удаленно, но в трудное положение. Ибо как интроверту мне очень близка позиция Александра. Возможность сосредоточиться, сконцентрироваться на работе для меня очень ценная вещь. А доступна она зачастую лишь вне коллектива — пусть и дружного, но шумного порой.

Однако почти четвертьвековой трудовой стаж и связанный с ним опыт вынуждают согласиться с Дмитрием. Ведь зачастую мы, как те ежи, птицы гордые: пока не пнешь — не полетим». Волшебный пинок от начальства подчас самый бодрящий и эффективный стимул, не хуже песни, помогающий «строить и жить». Нельзя забывать и технический аспект: банальная авария или просто сбой на сетях связи способны прервать процесс удаленной работы, а то и уничтожить ее продукт. А сама такая работа открывает множество новых возможностей для хакеров всех мастей и асов промышленного шпионажа.

Как по мне, лучшим решением данной дилеммы было бы разумное сочетание обеих форм трудовой деятельности. Что, собственно, и бывает в реальности. Хирурги работают в операционной, но по видео-связи получают необходимые консультации. Журналист пишет материал в редакции, по телефону уточняя детали. Ученые проводят большую конференцию, но выступления нескольких самых далеких коллег слушают и смотрят по конференц-связи.

По сути вы, господа спорщики, затронули не в пример более глобальное, даже мировоззренческое явление: конфликт коллективизма и индивидуализма. Как мне представляется, нашей политической и культурной традиции ближе именно первый вариант. А посему победу, пусть и совсем с небольшим перевесом, присуждаю Дмитрию.
Максим ОСИПОВ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter