Работа в удовольствие

Очень  многое — настроение,  работоспособность,  производственные  показатели — зависит  от  того,  в  каких  санитарных  условиях  мы  трудимся 

Очень  многое — настроение,  работоспособность,  производственные  показатели — зависит  от  того,  в  каких  санитарных  условиях  мы  трудимся 

Жаль, что в сутках всего двадцать четыре часа... Восемь из них, то есть большую часть светового дня, мы проводим на работе — в кабинетах и офисах, где уже давно «прописались» и стали логическим дополнением интерьера компьютеры, принтеры, сканеры, факсы, кондиционеры... От высокотехнологичных благ цивилизации голова идет кругом. Бывает, в прямом смысле слова... 

От  кабинета до  производственного цеха 

Без «умных» вещей жизнь уже невозможно представить, но офисные аппараты при неправильном их размещении и экс­плуатации способны значительно снизить работоспособность человека. Гигиенисты на технический бум отреагировали соответствующими санитарными правилами и нормами. Кроме технических параметров, в них есть ограничения по шуму, вибрации, рекомендации по освещенности и созданию благоприятного микроклимата. 

— Все эти требования обязательны для каждой рабочей зоны, начиная  от кабинета и заканчивая производственным цехом, — говорит врач отделения гигиены труда Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Татьяна Капустинская. 

От правильной организации рабочего пространства зависят производственные показатели, это факт. К примеру, работать в условиях чрезмерной звуковой «атаки» человеку будет, мягко говоря, некомфортно. Санитарными нормами и правилами установлены предельные уровни шума: 50 децибел — для диспетчерских и аппаратных, 60 — для помещений, где инженерно-технический персонал осуществляет лабораторный и аналитический контроль, 65 — для операторских с ЭВМ и 75 для помещений, где есть принтеры. Тем более — когда деятельность творческая. Если же разместить работников по отдельным кабинетам наниматель не может и шумовых нагрузок не избежать, необходимо оборудовать кластеры — специальные перегородки, которые превращают рабочее место сотрудника в индивидуальный блок. Их может быть от трех до пяти в одном кабинете. При этом офис не должен находиться рядом или соседствовать с помещением, где есть шумовое и виброоборудование. 

Монитор компьютера должен располагаться таким образом, чтобы считывать информацию с экрана было удобно. Хорошо, если сектор обзора пользователя составляет 600. Расстояние от глаз до монитора не менее 50 см, а от края столешницы до клавиатуры — 10—30 см. 

Жесткие требования предъявляются санслужбой к освещению. Оно должно быть естественным, дополненным в случае необходимости искусственными «лучами», исходящими, в идеале, от люминесцентных ламп. Эти нормы продиктованы самой жизнью: число людей, имеющих те или иные проблемы со зрением, растет из года в год. Отрицательная динамика пропорциональна росту уровня компьютеризации. Отсюда требование врачей-гигиенистов к нанимателю о предоставлении работающим за компьютером сотрудникам 15—20-минутных перерывов. Общая их длительность зависит от того,  работу какой степени напряженности выполняет человек — считывает информацию с экрана, вводит ее или создает таблицы, графики, рисунки. Суммарное время перерывов колеблется при восьмичасовом рабочем дне от получаса до семидесяти минут и от семидесяти до ста двадцати при двенадцатичасовом рабочем дне. 

Как видно, большинство пунктов санитарных правил так или иначе связаны с компьютеризацией рабочих мест, которые изобилуют источниками электромагнитных волн, вредных для здоровья. Наиболее «щедро» одаривает нас опасным излучением устаревшая техника. Именно поэтому следует строго соблюдать сроки ее эксплуатации, с истечением которых производитель уже не гарантирует, что параметры по электромагнитному излучению останутся в пределах нормы. 

Точность — вежливость не только королей. Каждому офисному работнику работодатель должен предоставить не менее шести квадратных метров площади кабинета и не менее двадцати кубометров его объема. Регламентирована даже высота потолка — от трех метров. Теперь это стало обязательным условием при строительстве производственного здания с нуля и реконструкции уже построенных и эксплуатируемых помещений. 

Чтобы нам комфортно работалось, специалисты следят и за температурой воздуха в кабинетах, влажностью, другими словами, за микроклиматом. Кстати, в воздухе рабочей зоны должно быть определенное количество отрицательно и положительно заряженных аэроионов. Если этот баланс нарушен, человек может жаловаться на повышенную утомляемость, проблемы со стороны дыхательных путей. Спасение здесь — кондиционер. 

Стены офиса должны отражать свет, а пол — обладать антистатическими свойствами. 

Мониторы  врозь… 

Есть объективные причины, по которым то или иное требование врачей-гигиенистов остается иногда только на бумаге. К их числу можно отнести износ техники и оборудования. Проблема есть, о ней знают, но из-за нехватки средств разрешить ситуацию, связанную с нарушением санитарных норм, сложно. Наниматель разводит руками, медики оформляют бумаги с предписаниями и штрафными санкциями. Результат — «убежавшие» далеко вперед от нормы показатели напряженности электромагнитного, электрического и электростатического полей так и остаются. 

А бывает наоборот. Наниматель халатно относится к выполнению требований санитарных правил или, еще хуже, сам работник попросту пренебрегает ими — не использует средств защиты при работе с вредными веществами, не проходит обязательный медицинской осмотр, забывает включать кондиционер или открывать форточку, когда в этом есть необходимость. 

По санитарным правилам, на каждом предприятии и в организации должны быть графики замеров вредных веществ. График составляется нанимателем и согласуется с территориальными органами, осуществляющими государственный санитарный надзор. Если по какому-либо параметру зафиксировано превышение показателей, нанимателю дается срок для проведения мероприятий по оздоровлению условий труда с последующим проведением повторных замеров. 

Случается и такое: видимых нарушений нет, а, к примеру, электромагнитные показатели все равно не в норме. Оказывается, картина благоприятной рабочей атмосферы, словно художественная, имеет нюансы. Как известно, наиболее мощным источником электромагнитного излучения является тыльная часть компьютера и его боковые поверхности. С учетом этого, расстояние между мониторами должно быть не менее 2 метров, а между боковыми поверхностями машин не менее чем 1 метр 20 сантиметров.     

Кстати, если руководитель не обращает внимания на санитарные условия труда сотрудников, то по новому Кодексу об административных правонарушениях ему грозит штраф в размере от 2 до 30 базовых величин. Пятьдесят базовых за такие нарушения могут «уйти» из кошелька индивидуального предпринимателя. Юридическое лицо рискует потерять из бюджета до 200 базовых. 

Мечта любого руководителя — оборудовать современный офис с минимальными затратами. Однако важно определить, где разумная экономия не скажется негативно на бизнесе, а где заставит понести убытки. От правильно организованных рабочих мест сотрудников напрямую зависит эффективность их работы. 

Южный  дух  свободы… 

Если следовать китайской философии фэн-шуй, выбирать рабочее место нужно в соответствии со стороной света. Древние китайцы верили, что успех и удача в делах непременно будут сопутствовать человеку, сидящему лицом к северу. Глядя на юг, будешь чувствовать себя свободным. Устремив свой взор на восток, можно стать более динамичным и изобретательным. А положение лицом к западу способно наполнить новыми творческими идеями. Кроме того, убеждены сторонники фэн-шуй, не следует ставить рабочий стол напротив пустой стены, так как такая позиция вызывает внутреннее сопротивление и раздражение. Если же нет альтернативы, на пустую стену можно повесить зеркало. Не следует сидеть спиной к окну, двери, открытому пространству, по которому постоянно ходят люди. 

Сколько  стоит  стол построить 

Рабочее место для офисного сотрудника в Германии оборудуется письменным столом, мобильной системой хранения, поворотным креслом. Часто в комплектацию входят кресло для посетителя и два-три стационарных шкафчика или один большой с секцией для верхней одежды. Стоимость комплекта мебели зависит от ее качества и степени комфортности. Среднестатистическое рабочее место государственного служащего стоит от 2000 до 3500 евро. В частом секторе инвестиции в рабочие места намного значительнее. В последнее время не только в Германии наметилась тенденция к сокращению площади офисных пространств, зато заметно возрос спрос на эргономичную мебель, в первую очередь на качественные стулья и регулируемые по высоте столы.    

Для Северной Америки, где практически все здания имеют свободную планировку, характерно использование перегородок,  при оптимальной высоте которых человек чувствует себя абсолютно комфортно — его личное пространство неприкосновенно и при этом он может легко контактировать с окружающими. На типовое рабочее место тратится примерно 1000—1200 долларов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter