Работа с огоньком

К  2012  году  в  каждом  белорусском  агрогородке  должны  появиться  пожарное  депо  и  дружина  добровольцев

К  2012  году  в  каждом  белорусском  агрогородке  должны  появиться  пожарное  депо  и  дружина  добровольцев 

Помощь никогда не бывает излишней. Особенно если речь идет о человеческой жизни и экстремальной ситуации, в которой минуты и скорость решают все. Не секрет, что на селе удаленность жилья От оперативных подразделений первой помощи несколько выше, чем в больших городах. Из почти 1500 агрогородков республики 447 сейчас расположены дальше чем в 10-километровой зоне от ближайшего поста МЧС. А это означает дополнительное время, которое отнимает дорога. Как уменьшить дистанцию и сократить норматив прибытия? Об этом «Р» рассказал генерал Валерий Астапов (на снимке), председатель РГОО «Белорусское добровольное пожарное общество». 

— Валерий Петрович, несмотря на славную историю и традиции общества, многие путают добровольцев-пожарных со спасателями МЧС. Все-таки в чем разница? 

— Бойцы МЧС – специально подготовленные аттестованные сотрудники, которые получают зарплату за тушение пожаров и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Добровольцы – это обычные работники промышленных и сельхозпредприятий, которые (помимо своих должностных обязанностей) прошли обучение и готовы приступить к ликвидации возгорания до прибытия первых подразделений МЧС. Для них это скорее общественная нагрузка… Сейчас в Беларуси насчитывается более 20 тысяч добровольцев. После получения статуса государственно-общественного объединения и перерегистрации мы начали ревизию всех своих районных структурных подразделений: добровольных пожарных дружин и команд. Проверяем их боеготовность и беспощадно вычеркиваем те, что существуют только на бумаге. «Мертвые души» в нашем деле – роскошь недопустимая.    

— Первые вольные пожарные общества в Беларуси появились в 70—80-е годы XIX века. В те времена их главной обязанностью было тушение пожаров, а также очистка печных труб, горнов и каминов от сажи. Что изменилось за прошедшие десятилетия? Не получается ли так, что вы частично дублируете работу Министерства по чрезвычайным ситуациям?   

— Повторюсь, мы не претендуем на лавры спасателей, а стараемся помочь местным органам власти, организациям и, конечно, МЧС. Наша миссия в том, чтобы сформировать районные и областные звенья с минимальным штатом, подготовить и проверить готовность добровольных пожарных дружин… Именно они, случись что, первыми вступят в борьбу с огнем, локализуют и не допустят его стремительного развития на отдельно взятом производстве. Мы не только обучаем простых граждан безопасной жизнедеятельности, но и помогаем им технически защитить свое жилье и имущество от огня. Огнетушители, автономные пожарные извещатели, устройства внутриквартирного пожаротушения, огнезащитные составы – все это производят не только частные фирмы, но и наши предприятия. Кроме того, мы проектируем, устанавливаем и обслуживаем системы пожарной автоматики и молниезащиты, ремонтируем электропроводку. Что же касается трубочистов, эта старинная профессия здравствует и поныне. Только называется по-другому: чистильщик газоходов и печей. 

— Насколько мне известно, из всех стран СНГ движение добровольцев-пожарных сейчас активно развивается только в России… Интересно, как обстоят дела с добровольчеством в Европе? Какие первостепенные цели ставит перед собой и на кого ориентируется БДПО?    

— Германия, Бельгия, Голландия, США, Канада… — работа добровольных пожарных команд всегда была здесь поставлена на образцово-высокий уровень. На одного профессионального спасателя в этих странах приходится от 3 до 33 добровольцев. Боевую одежду, экипировку и технику им закупают муниципалитеты. Все, что требуется от внештатных пожарных, — за 5—10 минут выехать на место пожара и приступить к тушению. В городах Беларуси острой необходимости в создании таких формирований нет: подразделения МЧС оперативно реагируют на все нештатные ситуации. Поэтому в городской местности упор делается на подготовку добровольных пожарных дружин на производствах. В Минске создан республиканский учебный центр БДПО, который позволит проводить комплексное профильное обучение. За два года мы планируем переподготовить по новым программам командиров всех ДПД страны. В сельской местности несколько иная ситуация: именно здесь в ближайшие годы будут сосредоточены наши главные силы. 

— Речь — об агрогородках?      

— Да. В каждом из них до конца 2012 года мы планируем открыть пожарные депо и создать круглосуточную систему дежурства: 4 штатных сотрудника плюс 12 добровольцев – получается полноценная пожарная команда. Закупка техники, боевой одежды и оборудования будет вестись за счет учредителей, создающих ДПК, а возможно, и из местного бюджета… Первый опыт уже есть: в 18 агрогородках подобные формирования созданы и успешно работают на базе крупных хозяйств. Выгода очевидна: минимальное время прибытия к месту пожара, своевременное оказание помощи людям, попавшим в беду. Кстати, содержание такого подразделения обходится значительно дешевле военизированного подразделения МЧС. 

— А как насчет профессионализма и возможной ответственности в случае опоздания?        

— Сейчас в МЧС разрабатывается перечень требований, который ляжет в основу лицензирования данного вида деятельности. Фактически в Беларуси вскоре появится более тысячи добровольных пожарных команд, которые смогут оказать действенную помощь на нижнем уровне республиканской вертикали безопасности. 

На снимке: тяжело в учении — легко в бою: добровольная пожарная команда нефтепровода «Дружба» — в деле.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter