Работа работой, а обед – по расписанию

Офисная  кухня  и  корпоративное  питание:  можно  ли  экономить  на  желудках  сотрудников  и  когда  возвращаются  инвестиции

Офисная  кухня  и  корпоративное  питание:  можно  ли  экономить  на  желудках  сотрудников  и  когда  возвращаются  инвестиции 

Одним из основополагающих факторов успеха   компании для работодателя является эффективность работы сотрудников. Сегодня способы ее повышения не могут ограничиваться только материальными факторами мотивации — штрафами или премиальными поощрениями.  Важно  поддерживать работоспособность людей в течение всего трудового дня. А поскольку основное время мы проводим на рабочем месте, руководителям необходимо своевременно позаботиться о законном отдыхе – об обеденном перерыве… 

Столовый  вопрос 

«Это не мы плохие, нас испортил столовый вопрос», — перефразировав известную фразу, так однажды ответил коллега на замечание о регулярном опоздании после обеденного перерыва. И действительно, километровые очереди в столовых заставляют задерживаться или отправляться в поход по продуктовым магазинам и питаться всухомятку, что тоже не способствует хорошему настроению. А потому сегодня организация питания на предприятии рассматривается как возможность проявить заботу о своих подчиненных. 

Руководитель проекта «banket.by» Юрий Ананчук отмечает, что белорусские компании по-разному относятся к корпоративным обедам. Некоторые полностью игнорируют («пусть питаются, как хотят, я им и так плачу достаточно»), другие подходят к этому вопросу серьезно и продуманно. 

Сегодня, по словам специалиста, наиболее распространены три вида организации корпоративного питания:  арендодателями при проектировании или открытии офисного здания, когда создается платная централизованная корпоративная столовая для всех арендаторов; арендаторами только для своих сотрудников, когда заказываются комплексные обеды, а в офисе организуется специальное место для питания персонала; владельцами офиса для своих работников, когда выделяется помещение для приготовления и приема пищи. 

Тем не менее по-прежнему существуют и открываются новые офисные помещения без учета заботы о централизованном питании. В целях экономии все «метры» сдаются в аренду, в результате свободных площадей под общепит просто не остается. Кроме того, это не самый прибыльный бизнес: перекусить в таких местах можно, как правило, только до 16.00. Стоимость вложений в организацию такой столовой равносильна инвестициям в открытие скромного кафе, а вот доходы и окупаемость не сравнимы. 

Отсюда следствие: создание своей централизованной корпоративной столовой оправданно лишь в том случае, когда компания владеет большим офисным зданием. Юрий Ананчук отмечает, что  тогда инвестиции окупятся в течение 3—5 лет при 80—90 % наполняемости с 12.00 до 16.00 и при существующем ценообразовании. Помимо вопроса окупаемости, в большинстве случаев сами владельцы офиса не хотят заниматься общепитом, а сдать такие помещения в аренду проблематично из-за особенностей месторасположения,  больших сроков возврата капиталовложений и высокой стоимости аренды. 

Нередко случается и так, что арендодатели запрещают организовывать какое-либо питание на территории офиса. В таком случае проще организовать централизованный привоз комплексных обедов в офис. Как правило, меню здесь согласовывается на неделю и оно у всех одинаковое. Кроме того,  руководителю легче планировать и контролировать расходы на питание персонала. 

Дорога  ложка к  обеду 

Если офис является собственностью компании,  вопрос о питании решается легче: можно выделить отдельное помещение, установить тепловое и холодильное оборудование, нанять повара (на неполный рабочий день), закупить продукты на предварительно согласованное недельное меню. Правда, из-за закупки оборудования этот вариант обойдется  дороже, но в итоге себя оправдает, поскольку продукты закупаются по себестоимости, питание организовано  вовремя, а руководитель полностью контролирует этот процесс. 

Расходы на обеды персонала по усмотрению руководства могут быть как 100 % за счет компании, так и полностью или частично высчитываться из заработной платы сотрудников. 

-------------------------------------

Из  книги  Марка  Малсида  «Google.  Прорыв  в  духе  времени» 

К тому времени, когда Google переехала в свой постоянный офис в Маунтин-Вью (в январе 2004 года), в Силиконовой долине уже были наслышаны о том, что компания бесплатно и вкусно кормит своих сотрудников, молодых и по большей части холостых. Завтрак был как завтрак, но когда дело шло к обеду, шеф-повар Чарли Эйерс предпочитал держать всех в неведении. В Силиконовой долине поговаривали, что кушанья в Google вкуснее, чем в ресторанах округи. Будь вы вегетарианец, поклонник азиатской, ближневосточной кухни или просто программист, которому нужно чем-нибудь набить желудок, чтобы побыстрее вернуться на свое рабочее место и продолжить работу над программой, Google накормит лучше всех. Не нужно думать, где вы будете обедать, с кем и не забыли ли вы деньги… 

Еда, напитки и закуски были доступны не только в столовой, но и в других точках на территории комплекса. Люди чувствовали, что о них заботятся. Отвечая на вопрос внутренней анкеты о том, что им нравится в компании, девять из десяти сотрудников упомянули бесплатное питание. 

--------------------------------------

Мнения 

Руководитель проекта  «banket.by» Юрий Ананчук: 

— Организация корпоративного питания – необходимость, которую понимают не многие руководители или понимают, но не хотят реализовывать, выжидая часа Х, когда такая привилегия  будет у многих конкурентов. Сегодня это важный фактор в работе компании, не зависящий от количества персонала. Если это фирма, в которой работает до 20 человек, то выгоднее заказывать комплексные обеды, если число работающих более 50 — нужно задумываться об организации своей кухни. Но в каждом конкретном случае руководителю следует учитывать особенности арендуемых помещений, наличие централизованного питания и, собственно, желание нести расходы на питание за счет компании или работников. 

Представитель ОАО «Связьинвест»: 

— В районе, где находится наша компания, нет столовой, а перерыв на обед всего полчаса. Понятно, что за это время сложно успеть нормально пообедать. Поэтому для сотрудников у нас организована небольшая кухня: несколько столиков, раковина,  аппарат для приготовления кофе, холодильник, микроволновая печь. Чай и кофе — за счет фирмы. Обеды сотрудники приносят с собой, разогревают на кухне и в разное время (так как кухня не может вместить всех сразу) обедают. В общем, все довольны и никто не жалуется. 

Представитель дилерской компании:

— В нашей фирме около двух лет существовала «самопальная» кухня: под нее был оборудован один из кабинетов (плита, раковина, холодильник), повар значилась в штатном расписании как торговый агент. Пока у нас работало около 15 человек, мы практиковали бесплатное корпоративное питание для сотрудников. Обеды были по желанию, деньги за это не взимались, но и в случае отказа компенсация не выплачивалась, тем не менее обедать в офисе предпочитали все. Когда начали расширять штат, пришлось от такой практики отказаться: стало слишком накладно. Сегодня из всей кухонной техники у нас остались только микроволновая печь и электрочайники.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...