Разведка боем: как студенты медвузов помогают врачам противостоять коронавирусу

Работа по заветам Гиппократа

Для студентов-медиков подработка в учреждениях здравоохранения в порядке вещей. Несмотря на то что выходить на дежурство приходится в свободное от занятий время, а это значит ночью и в выходные, молодежь из Гродненского государственного медицинского университета выстраивается в очередь, чтобы получить заветное место медсестры, фельдшера или даже санитара. Сегодня в областном центре в учреждениях здравоохранения работают 360 студентов, еще 90 человек находятся в листе ожидания с перспективой занять вакантное место. Что интересно, количество желающих применить свои теоретические знания на деле не уменьшилось даже на фоне непростой эпидемической обстановки. Даже если речь идет о работе на передовой борьбы с коронавирусом — в госпитале, который сейчас функционирует на базе областной инфекционной больницы и специализируется исключительно на лечении пациентов с COVID-19.


Готовые специалисты

Главный врач Гродненской областной инфекционной клинической больницы Сергей Тиханович констатирует: сегодня здесь работают 12 студентов-медиков, в основном в качестве среднего медицинского персонала. Причем два человека пришли уже после того, как стало известно о появлении первых больных с коронавирусом в регионе.
 
— С того времени мы приняли на работу двух студенток мед­университета: одна стала палатной медсестрой в инфекционном отделении, вторая — процедурной медсестрой, — уточняет главврач. — Хотя стоит признать, для некоторых наших ребят новые условия работы оказались критическими: они приняли решение уйти. Ситуация с коронавирусом стала для них чем-то вроде лакмусовой бумажки. 

Сергей Тиханович утверждает: даже молодой неопытный студент медвуза сегодня серьезный помощник в работе.

— К нам приходят старшекурсники — это уже практически врачи. Они знают, как надо работать, что делать, и все манипуляции производят профессионально с первых же дней зачисления в штат. Нам остается только обучить их правилам соблюдения противоэпидемического режима и как пользоваться средствами индивидуальной защиты. 

Основной груз ответственности за работу молодых подопечных лежит на главной медицинской сестре инфекционной больницы Татьяне Голякевич. За 10 лет в этой должности она помогла опериться не одному будущему медику:

— Студенты медуниверситета после окончания 3-го курса имеют право работать на должностях среднего медперсонала. Любой из тех, кто приходит к нам трудо­устраиваться, прекрасно понимает специфику работы в инфекционном стационаре. Здесь каждый пациент несет потенциальную опасность заражения. Моя задача как наставника — донести до каждого новичка конкретные принципы работы и алгоритмы защиты, а после наблюдать за четкостью их выполнения. Если молодой человек будет не готов, старшая медсестра не поставит его в график до тех пор, пока он реально не овладеет нужными навыками. У нас созданы также условия для самообразования. В нашей локальной сети размещены различные информационные материалы, которые можно просматривать с рабочего компьютера, находясь на посту. Здесь все: от документов Минздрава до методики лечения различных инфекционных заболеваний. Сравнительно недавно на нашем сетевом диске была создана новая папка под названием «Коронавирус». В ней — нормативные документы, все обновленные алгоритмы по применению средств индивидуальной защиты, видео­инструкция по забору мазков, клиника проявления заболевания и обновленные функциональные обязанности каждого сотрудника. 

«Сейчас настроение боевое»

Студент четвертого курса ГрГМУ Евгений ЛЕШКЕВИЧ: «В инфекционную больницу устроился случайно, но с тех пор об этом ни разу не пожалел».
Евгений Лешкевич — студент 4-го курса Гродненского государственного медицинского университета и по совместительству с октября прошлого года медбрат приемного покоя гродненской инфекционки. Евгений принимает пациентов, оформляет историю болезни, заносит данные в компьютерную базу, производит забор мазков, а также, если того требует ситуация, вводит препараты. Признается, что пришел сюда не столько по зову сердца, сколько потому, что наконец-то дождался открытия вакансии. 

— Хотел набраться опыта, посмотреть на работу стационара не со стороны, а изнутри. Хотелось наконец-то перейти от теории к практике. В инфекционную больницу устроился случайно, но с тех пор об этом ни разу не пожалел. Я понимал, осознавал, куда иду. Что это инфекционный стационар, что велика опасность заражения, но все равно людям помогать нужно. Сейчас настроение боевое. Пусть нам стало тяжелее работать, чем раньше, но мы справляемся. Тяжелее в каком плане?.. Если раньше для приема пациента достаточно было надеть маску и халат, то сейчас обязательно используем противочумный костюм. В нем приходится работать подолгу: иногда пациенты идут один за другим. Это сложно, потому что в респираторах трудно дышать. Поддерживаем друг друга. Отношения с коллегами просто замечательные. Знаете, я всегда хотел после окончания университета стать анестезиологом-реаниматологом, но проработав здесь, я не против стать инфекционистом. 

Только один нюанс не дает Евгению покоя: работая уже более полугода, он не очерствел сердцем. Каждый раз, наблюдая поступление тяжелого пациента, медбрат не просто выкладывается по полной, стараясь как можно быстрее и четче выполнять указания врача, но и после интересуется дальнейшим состоянием здоровья этого больного. Любой из тех, кто на его глазах балансировал между жизнью и смертью, до сих пор в памяти. Евгений Лешкевич надеется, что хладнокровие придет с возрастом, а вот опыт можно накапливать уже сейчас. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Богданович, проректор ГрГМУ по воспитательной работе: 

— Всегда студенты-медики работали. Я и сам работал медбратом, будучи студентом. Сейчас у нас организовано дистанционное обучение: мы размещаем методические материалы, видео, теоретическую информацию, задачи, экзаменационные вопросы на нашей университетской платформе, так что молодые люди сами могут планировать свое время и распределять его между практикой и теорией по своему усмотрению. Мы давно выступаем за практикоориентированность обучения, поэтому к работающим студентам относились и относимся с пониманием. Если, например, человек раз или два опоздал на лекцию после дежурства — стараемся идти навстречу и не делать из этого проблемы. Систематические опоздания — это уже причина для серьезного разговора. Экзамен принимаем у работающих студентов на общих основаниях, акцент на этом не делаем, даже не уточняем факт трудоустройства.

charovskaya@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter