Работа по залёту

Брать взятки отучит специальная техника

Брать взятки отучит специальная техника


Более года Генеральная прокуратура разбиралась в «серых» схемах, с помощью которых сотрудники таможни «Западный Буг» обходили закон. В 106–м, последнем, томе уголовного дела поставлена точка. Размер ущерба — более 20 (!) миллиардов рублей неуплаченных таможенных платежей, часть которых осела в карманах коррумпированных должностных лиц, — говорит о серьезном размахе организаторов махинаций. Вскоре 24 участника преступной организации встретятся на скамье подсудимых. Направив дело в суд, Генпрокуратура внесла в Государственный таможенный комитет представление: принять самые решительные антикоррупционные меры! Как руководство ГТК планирует бороться с мздоимством?


...Механизм, с помощью которого «экономились» миллиарды, был отлажен до мелочей. На первый взгляд все выглядело благопристойно: грузы со всеми необходимыми формальностями пересекали таможенную границу и выпускались в свободное обращение на территории страны. В действительности дело обстояло иначе. Нечестная игра велась на разнице между таможенными пошлинами на различные группы товаров. Причем по–крупному. Из Европы в нашу страну фуры доставляли дорогостоящую бытовую и компьютерную технику, одежду и обувь. А в пункте таможенного оформления грузоперевозчики предъявляли «запасной» комплект товаросопроводительных документов — на тротуарную плитку. За солидный «гонорар» таможенники закрывали глаза на подлог. Далее автопоезда следовали в Россию, где «уцененный» товар выгодно сбывался. Всего подпольным транзитом было перемещено 319 партий «плитки».


По данным следствия, одним из лидеров преступной организации являлся бывший начальник отдела по борьбе с контрабандой и административно–таможенными правонарушениями таможни «Западный Буг», во время криминальных событий занимавший пост заместителя начальника по грузовой работе. Всю кухню опытный таможенник знал как свои пять пальцев, но использовал компетентность не во благо...


На взгляд Генпрокуратуры, коррупция — во многом следствие несовершенства технологии таможенных процедур и непродуманной кадровой политики. В Государственном таможенном комитете сейчас оперативно решается вопрос, как уйти от пресловутого человеческого фактора и сделать процесс таможенного контроля максимально прозрачным. Заместитель председателя ГТК Леонид Досов считает, что для борьбы со взяточничеством нужен комплекс мер, в том числе и технических. Ведь под объективом видеокамеры вряд ли кто рискнет брать на лапу.


— Постепенно в пунктах таможенного оформления внедряется видеоконтроль за всеми действиями наших сотрудников, — перечисляет новшества Леонид Сергеевич. — На примере Брестской таможни мы убедились: это дисциплинирует. Кроме того, в Бресте после печально известных событий мы провели структурную реорганизацию — пошли по пути укрупнения. Два подразделения — «Западный Буг» и Брестскую таможни — объединили в одно целое. Единым механизмом проще управлять. И есть с кого спросить: конкретный начальник несет персональную ответственность за всю таможенную зону. Активно практикуется ротация кадров. Как правило, на вакантные руководящие должности подбираются хорошо зарекомендовавшие себя кандидаты из других регионов. Нового человека сложнее вовлечь в незаконную схему, нежели старожила. Усилена работа собственной службы безопасности. В среднем две трети преступлений и таможенных правонарушений мы выявляем самостоятельно.


Еще одно нововведение, о котором упомянул Леонид Досов, — принцип мобильного комплектования смен. В чем суть? Новая смена — новый участок. В этом случае вступать в сговор с таможенным инспектором потенциальному взяткодателю попросту нет смысла.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter