Какой быть пенсионной системе

Работа над обеспеченной старостью

Собирать на пенсию нужно смолоду
Широкое общественное обсуждение определило наиболее приемлемые варианты повышения пенсионного возраста. На этой неделе президентским Указом № 137 утвержден окончательный и, пожалуй, самый мягкий из них. На три года, по шесть месяцев в год, начиная с 2017-го — более безболезненный сценарий в нынешних условиях сложно и представить. Не менее важно, что документ содержит рекомендацию работодателям шире использовать инструменты добровольного страхования пенсий. Чего ждать в будущем? Об этом рассуждают член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Валерий Бороденя, доцент кафедры экономической политики БГЭУ Владимир Поплыко и эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова.



“НГ”: С 1 января 2017 года пенсионный возраст начнут постепенно повышать на шесть месяцев каждый год. Таким образом, на искомые 58 лет у женщин и 63 года у мужчин выйдем к 2022 году. По сути, наша пенсионная система вступает в новую фазу своего развития. Насколько закономерен этот переход с точки зрения демографии, экономики и положения дел на рынке труда?


Валерий Бороденя: Я считаю, что, наверное, можно было поднимать планку еще выше. Но если исходить из психологических факторов, из того, что в сельской местности продолжительность жизни мужчин сегодня не столь высока, то принятое решение выглядит оптимальным. Дело в том, что нынешние пенсионеры получают пенсию за счет отчисления взносов работающих граждан. А экономика — вещь непостоянная, связанная с колебаниями конъюнктуры, рисками и часто со спадами. Нет ни одной страны, которая только росла бы. Поэтому у Фонда соцзащиты должен быть большой запас прочности.

К тому же за последние десятилетия существенно изменились условия и качество жизни. Люди уже не машут лопатами и молотами, как раньше, уменьшилось количество опасных и вредных производств, совсем другими стали питание, медицина. И многие к 60 годам находятся еще в хорошей форме, имея солидный сплав опыта и знаний. По статистике, после назначения пенсии большинство граждан продолжает работать еще около 5 лет. Сегодня трудится каждый четвертый пенсионер. Эти люди не хотят выпадать из социума, и это экономически обоснованно, если человек, чувствуя в себе силы, работает, принося пользу обществу. В то же время указ сохраняет действующие пенсионные льготы по раннему выходу на заслуженный отдых социально уязвимых граждан, за работу в неблагоприятных условиях труда, а также военнослужащим.

Владимир Поплыко: В 1990 году 20 процентов занятого населения трудилось в сельском хозяйстве. За прошедшее время численность занятых в АПК сократилась вдвое. И, наверное, есть разница в том, как последние три года отработает сельчанин, ежегодно занятый на трудоемких посевных работах, и городской офисный сотрудник. Поэтому имеет смысл подумать о дальнейшей дифференциации труда. Что же касается силового блока, при всей почетности, ответственности и опасности этой службы, всегда были офицеры строевые и офицеры штабные. Но если принято решение об одинаковых изменениях и для тех, и для других, надо это решение исполнять.

Катерина Борнукова: На мой взгляд, выбранный вариант самый консервативный. Он, конечно, позволит избежать дефицита Фонда соцзащиты, но лет через шесть — восемь придется повторно возвращаться к этому вопросу. По нашим расчетам, в идеале лет через двадцать мы должны прийти к планке 65/65. Если мы действительно стремимся достичь гендерного равенства на рынке труда, изменить положение женщины в обществе, приобщить мужчин к воспитанию детей, чтобы они брали на себя часть домашней работы, то надо идти по этому пути.

“НГ”: Не вызовет ли напряженность на рынке труда увеличение числа работающих граждан?


К.Б.: Как раз наоборот, в следующие пять лет очень много людей уйдет на пенсию, а людей в трудоспособном возрасте будет становиться меньше. Поэтому реформа, скорее, способствует тому, что численность трудоспособного населения не будет сокращаться и останется более-менее постоянной. Тем более что перед Правительством поставлена задача ежегодно создавать новые производства и рабочие места. Кроме того, люди предпенсионного возраста и молодежь претендуют на разные рабочие места. Это совершенно разные типы работников, которые напрямую друг с другом обычно не конкурируют.

“НГ”: Сегодня государству необходимо адаптировать пенсионную систему таким образом, чтобы, с одной стороны, она была посильной для экономики, а с другой — позволяла выплачивать более высокие пенсии. Во многих развитых странах эту проблему решали за счет внедрения программ дополнительного пенсионного страхования. Например, в Швеции, помимо трудовой пенсии, есть еще премиальная, которая напрямую зависит от количества отработанных лет и размера заработка. Каждый работник отчисляет 2,5 процента от своего заработка на счет в одном из частных пенсионных фондов. А всего их около 700. Что необходимо сделать, чтобы подобные механизмы заработали у нас?

В.Б.: Прежде всего надо создать стабильные макроэкономические условия. Когда мы поборем инфляцию, доведем ее до однозначных величин, тогда сможем говорить о накопительных пенсиях. Сегодня даже если появятся накопительные фонды и “длинные” деньги, то обеспечить их сохранность, а тем более прирост очень сложно. Для этого нужны инвестиционные проекты с доходностью выше уровня инфляции.

К.Б.: На мой взгляд, необходимо также предоставить налоговые льготы. То есть не облагать подоходным налогом тот доход, который будет отчисляться на добровольные пенсионные накопления. И надо развивать фондовый рынок, чтобы было куда размещать накопленные средства. Пока с этим у нас работает только банковская система, что не совсем правильно.

В.Б.: Само по себе развитие фондового рынка не панацея. Будут ли граждане вкладывать в акции МАЗа или МТЗ? Обеспечит ли это стабильность сбережениям? Сегодня даже рынок недвижимости ведет себя непредсказуемо. Нужны такие инвестпроекты, которые будут приносить устойчивую прибыль даже через 50 лет.

В.П.: Одним из самых удачных опытов пенсионной реформы мне представляется чилийский. Эта реформа стартовала в 1981 году — в духе идей либерализма и монетаризма, принесенных в страну представителями Чикагской экономической школы. В Чили одномоментно повысили пенсионный возраст на 5 лет, полностью отказались от распределительного элемента в пенсиях и перешли на обязательные пенсионные накопления. Лишь тем, кто за 20 лет уплаты взносов не сумел накопить достаточно средств, после проверки нуждаемости выплачивалась за счет общих налогов минимальная пенсия. Так вот, первое десятилетие чилийской пенсионной реформы было чрезвычайно успешным: реальная доходность накоплений превосходила темпы роста зарплаты и в отдельные годы превышала 20 процентов годовых. Можно сказать, что мы в начале подобного пути. По крайней мере, пенсионный возраст уже повышен. Другое дело, что в Чили гражданам выдавались государственные облигации, по которым при выходе на пенсию выплачивались причитающиеся средства. А у нас доверие к таким бумагам — исторически так сложилось — несколько проблематичное.

“НГ”: Но некоторые страховые организации практикуют отчисления в долларах, размещая эти деньги на депозитах или в ценные бумаги?


В.Б.: На моновалюту ставить очень рискованно, особенно если мы говорим о глобальных пенсионных фондах. И потом, отчисления в долларах создают дополнительное давление на валютный рынок. У нас своя валюта, и надо добиваться ее устойчивости, чтобы не скакали курсы, снижалась инфляция и формировалось доверие людей к рублю.

В.П.: Можно ввести в пенсионной системе накопительную часть, в которую встраивать тех, кому сегодня около 30 лет. В этом случае отчисления будут поступать на специальный счет и капитализироваться. Где взять деньги на это? Мое предложение — внести в гарантийный фонд часть национального достояния (скажем, 10% акций крупного предприятия). И именно с этого начислять проценты, индексировать инфляцию и так далее. Бизнес, в свою очередь, возьмет на себя дополнительную ответственность по таким выплатам, накопительный счет смогут пополнять и сами граждане. В конечном итоге это должно устроить всех. В том числе государство, ведь эти деньги будут работать на нашу экономику.


“НГ”: Тем не менее чисто психологически не все рискнут воспользоваться добровольным пенсионным страхованием. И, видимо, еще долгое время не будет альтернативы государственному Фонду соцзащиты. А чем толще этот “кошелек”, тем больше пенсии. Какие меры помогут наполнить ФСЗН?


В.Б.: Все зависит от динамики в экономике. Если она будет расти, если будем повышать производительность труда, больше продавать за рубеж, люди станут больше зарабатывать, значит, больше будут отчисления в фонд. Возможно, в перспективе целесообразно разделить отчисления в пенсионный фонд между работодателем и работником, чтобы люди сами видели и контролировали, сколько они перечисляют от своей зарплаты.

К.Б.: В процентном отношении уровень социальных взносов у нас и так достаточно высок, вряд ли надо еще повышать эту ставку. Сегодня есть и другие возможности для наполнения ФСЗН. Например, усилить борьбу с зарплатами в конвертах. Надо больше разъяснять людям, что их будущая пенсия будет зависеть от того, с какой зарплаты они уплачивают сегодня взносы в ФСЗН. Правда, здесь придется несколько перестраивать саму систему пенсионных выплат, чтобы те, у кого была больше зарплата, получали и большую пенсию. Сегодня же зависимость пенсии от зарплаты очень небольшая.

В.П.: Один из вариантов — капитализация собранных в ФСЗН средств. То есть пустить эти деньги в рост. Удачным примером в этом отношении можно назвать капитализацию так называемых профессиональных пенсий. Еще одним способом может стать эффективное использование находящихся в распоряжении фонда объектов недвижимости и оптимизация немалого кадрового аппарата.

ПО СУЩЕСТВУ

О сроках выплат и накопительной системе

Валерий Ковальков, заместитель министра труда и социальной защиты:

— Государственные обязательства по своевременной выплате пенсий и в полном объеме будут выполнены.

Многие государства, где было введено общеобязательное накопление, были вынуждены отказаться от него либо снизить объем накопительного компонента из-за отрицательного влияния этой меры на стабильность государственной пенсионной системы — появился дефицит финансовых средств. С учетом в том числе негативного опыта этих стран дополнительные пенсионные накопления планируется развивать у нас на добровольной основе.

О необходимом стаже

Наталья Мурашкевич, начальник главного управления пенсионного обеспечения Минтруда:


— Требуемый стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов уже увеличивается с 1 января 2016 года ежегодно на 6 месяцев до достижения к 2025 году 20 лет. В текущем году требуемый стаж составляет 15 лет 6 месяцев. Другие стажевые требования (общий стаж, специальный стаж) останутся прежними. Матери детей-инвалидов, воспитывавших их не менее 8 лет до совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту при наличии общего стажа работы не менее 20 лет, из них не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов.

О международном пенсионном обслуживании

Лариса Яшкова, заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения Минтруда:

— Повышение пенсионного возраста не влечет за собой пересмотр положений международных договоров. Каждое государство, назначая пенсию, применяет свое законодательство, в том числе нормы о возрасте выхода на пенсию. Возьмем, к примеру, договор между нашей страной и Латвией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Там пенсионный возраст значительно выше. Однако это не является препятствием для реализации договора при пенсионировании граждан, работавших или живущих в Латвии.

О пенсионном обеспечении силовиков

Анатолий Хлебоказов, заместитель начальника управления Государственного секретариата Совета Безопасности:

— Не изменяется порядок назначения пенсий, установленный статьей 15 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований. Следовательно, базой для назначения пенсий, как и прежде, будет являться выслуга 20 лет.

О сотрудниках военизированных организаций

Владимир Октысюк, начальник управления Государственного секретариата Совета Безопасности:

— Повышение предельного возраста распространяется и на сотрудников военизированных организаций, к числу которых относится также МЧС. При этом повышение возраста не распространяется на военнослужащих (сотрудников), признанных военно-врачебной комиссией по состоянию здоровья негодными к воинской службе (службе в военизированных организациях) по занимаемым должностям. Категории таких должностей, в том числе в системе МЧС, будут утверждены Правительством по согласованию с Президентом.

По результатам онлайн-конференции Минтруда и БЕЛТА подготовил Максим Осипов
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter