Как выглядит Беларусь в мировых рейтингах

Работа над имиджем

Любопытная новость: в рейтинге Всемирного совета по золоту мы нынче оказались в мире на 48–м месте по запасам драгметалла в резервах. На черный день имеем 40,5 тонны. Из стран СНГ больше только у России (7–е место) и Казахстана (21–е), где желтый металл, как известно, добывают. Вселяет оптимизм и наш доступ к высокоскоростному интернету на каждые 100 жителей. По данным комиссии ООН, у страны 23–е место, в то время как у ближайших союзников России и Казахстана — 55–я и 72–я позиции. Доступ к интернету, уверяют авторы доклада, влияет на конкурентоспособность, инвестиции и кадровый потенциал. Можно, конечно, скептически относиться к разного рода сравнениям и оценкам, однако непреложный факт: прямо или косвенно на их основе судят о стране. И не только праздно шатающиеся по миру туристы. Инвесторы и кредиторы.

Помнится, 5 лет назад целое заседание Президиума Правительства было посвящено теме улучшения имиджа Беларуси в ведущих мировых рейтингах, таких как развитие человеческого потенциала ООН, глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, «Ведение бизнеса» Всемирного банка, а также в классификации страновых кредитных рисков Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Что же изменилось за пятилетку? Конечно, в тридцатку стран с самым высоким индексом развития информационных технологий, как обещал тогдашний министр связи и информатизации, к 2015 году мы не попали, тем не менее результат довольно оптимистичный. Если 2010 году были на 50–м месте, то сейчас на 36–м из 167. Не на шутку мы взялись и за улучшение рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса». Стартовав с 68–го места в 2010 году, нынче пребываем на 44–м в числе 189 стран. С индексом развития человеческого потенциала, по оценке ООН, у нас также все неплохо — 50–ю строчку делим с Россией.

А теперь в эту бочку меда вынуждена добавить ложку дегтя. Беларусь стала 79–й из 128 стран в свежей версии рейтинга «Глобальный инновационный индекс–2016». Мировые лидеры–новаторы — Швейцария, Швеция, Великобритания, США, Финляндия и Сингапур. Но это еще ничего по сравнению с тем, что страна пребывает в самой последней, 7–й группе страновых кредитных рисков по классификации ОЭСР. Хотя не имела просрочек по внешним долгам! Россия в 4–й группе, Казахстан — в 6–й, Азербайджан — в 5–й. Место зависит от практики платежей, финансового состояния страны и экономической ситуации.

Между тем этот рейтинг — один из важнейших. Государственный долг нашей страны к концу года достигнет 42% ВВП. В принципе, не очень много, есть страны с долгами куда больше — до 200% ВВП. И ничего, живут себе, развиваются. Главное, была бы возможность взятое возвращать. Так вот место в этой группе риска оборачивается самыми высокими ставками по кредитам — 9 — 10%. «Это болезненно сказывается на имидже страны как заемщика и сокращает возможность привлечения экспортных кредитов из ЕС», — сожалел заместитель министра финансов страны Юрий Селиверстов на конференции, посвященной роли экспортно–кредитных агентств. Кстати, нашему национальному экспортно–кредитному страховому агентству «Белэксимгарант» исполнилось 15 лет. На юбилей прибыл президент Бернского союза Топи Вестери. «Объем наших операций в Беларуси — 4,2 млрд долларов. Около 10% клиентов — непосредственно предприятия, 90% проходят через банки или гарантируются государством. Никто из нас не знает, почему Беларусь числится в 7–й группе, — недоумевал гость. — Думаю, кроме эконометрической модели, следует учитывать опыт работы в вашей стране. Прошлый год был рекордным по искам, но страховые премии, выплаченные Бернским союзом по Беларуси, составили только 6 млн долларов». Для польского экспортно–кредитного агентства КUKE Беларусь занимает 2–е место в портфеле сделок, отметил его представитель Петр Столярчик, при этом из 10 государств, с которыми работает агентство, сотрудничество с Беларусью самое успешное — в некоторых западноевропейских странах страховых случаев гораздо больше.

Однако пока это все слова, а на деле, как отмечали директора предприятий, ресурсы на поддержку экспорта для них дороги. Даже льготные экспортные кредиты оказываются всего на несколько процентов ниже обычных российских, например. А поставки оборудования, скажем, из Германии идут не напрямую предприятию, а, как правило, через банк–посредник. Это дороже. Как сказал представитель немецкого агентства EULER HERMES Томас Баум, значительная часть бюджета ФРГ направлена на поддержку экспорта, за счет которого создаются и сохраняются тысячи рабочих мест. В Беларуси в 2017 году средства предусмотрены только на кредиты покупателям высокотехнологичной продукции.

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 205 (25087). Вторник, 25 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter