Новый год в деревне. Почему желающих провести праздники в агроусадьбе стало меньше?

Работа на завалинке

В прошлые годы в агроусадьбах на проведение новогодних корпоративов места нужно было бронировать за несколько месяцев. В нынешнем свободных — хоть отбавляй. В Гродненской области число посетителей плавно стало снижаться еще два года назад. И если бы не своевременный Указ № 365, более половины усадеб региона попросту прекратили бы свою деятельность. Что делать представителям сельского туризма, чтобы вновь начать привлекать туристов? Тем более что подоспело еще одно важное нововведение: Президент подписал указ, который разрешает иностранцам находиться до 10 дней в некоторых районах Гродненской и Брестской областей.

Усадьбы уже готовятся принимать гостей по-новому.

Почему не едут гости

Хозяин усадьбы «Ля Свяцка» в Гродненском районе огорошил ответами на поставленные вопросы.

— Много ли желающих провести новогодние праздники? — спрашиваю в полной уверенности, что в ближайшее время все дни расписаны по часам. 

— Нет, — слышу грустный мужской голос на другом конце провода. 

— Нет желающих или нет мест? 

— Нет желающих, — уточняет мужчина. — Звонят, интересуются. Но пока ни одного заказа не поступило. Точно такая же ситуация у моих коллег, которые работают по соседству. Цены у нас варьируются от 200 до 400 (с ночлегом) рублей за дом. При желании гостей можем приготовить блюда белорусской кухни. Но такого провального года на моей памяти еще не было. То ли люди научились считать деньги, то ли есть какие-то иные причины.


Что-то не так с обслуживанием, гостеприимством, надоело однообразие услуг? Чтобы это проверить, отправляюсь в агроусадьбу «Соничи», что расположена неподалеку от Августовского канала. В районе рукотворной артерии еще 8 подобных благоустроенных объектов, каждый со своей изюминкой. Сама деревня Соничи расположена примерно посередине между самым известным шлюзом Домбровка и более популярным у байдарочников шлюзом Немново. Расположение более чем удачное. У резных ворот встречает веселый снеговик. Внутри дома хозяин Анатолий Степанчук с сыном украшают елку и банкетный зал новогодними игрушками, снежинками, гирляндами. На длинном столе расставлена сверкающая посуда. 

— Готовимся принять небольшой корпоратив, — показывает хозяин агроусадьбы.

— Говорят, в нынешнем году совсем мало желающих встретить Новый год в деревне. Как у вас с клиентами?

Анатолий СТЕПАНЧУК.
— Вроде бы все не так грустно, — шутит Анатолий. — Но все благодаря детям. Во-первых, в этом году впервые стали кормить своих гостей. Сын с невесткой учились в Польше, а потом работали в гостинично-ресторанном бизнесе во Франции и США. Недавно вернулись домой и взялись за дело с профессиональным подходом. Благодаря этому дело сдвинулось. Печем торты, готовим подарочные наборы. Клиентов в основном находим через Instagram. Соцсети, наверное, самый действенный способ рекламы. До этого надеялись только на сарафанное радио. 

— Иностранцы едут?

— Приезжали пару раз, но только те, которые гостят у белорусов, — вступает в разговор сын Анатолия Вадим. — Зарубежные гости еще не начали пользоваться агротуристическими услугами. Общего языка с турфирмами найти, увы, не смогли. Есть множество нюансов. Можем спокойно накрыть стол на 70 человек. Но в реальности не сделали этого ни разу. 

Ценники в агроусадьбах Гродненской области примерно одинаковы. Аренда дома обходится от 10 до 15 условных единиц с человека. В новогоднюю ночь цены возрастают от 30 до 50 условных единиц. Это без питания, спиртного и развлечений. Кстати, хозяева усадьбы «Соничи» уже нашли клиентов, которые встретят Новый год в их уютном доме. Группа из 24 человек заплатит за три дня с праздничным ужином 2 тысячи долларов. Однако, прозвонив более 15 агроусадеб, выяснилось: так повезло далеко не всем. И если сама ночь с 31 декабря на 1 января достаточно востребована, то предновогодние и предрождественские дни по-прежнему остаются в рабочем календаре не отмеченными галочкой.

Работа на внешнего клиента

Может, Указ № 365 немного припозднился, зато он максимально лоялен. Можно все: строить гостевые домики, накрывать столы, петь, плясать, выпрыгивать из бани в ближайший водоем. Главное, чтобы с пользой для души и тела. Заместитель начальника управления спорта и туризма Гродненского облисполкома Татьяна Лидяева пытается заглянуть в будущее:

— Ожидаем, что люди начнут создавать новые агроусадьбы. Да, посетителей стало меньше. Это связано с не самой простой экономической ситуацией. Учитывая, что подавляющее большинство посетителей агроусадеб — это «внутренние» туристы, надо выходить на международные агротуристические рынки, активно продвигать бренды. Главное для нас — донести эту информацию до жителей сельской местности. Например, через сельсоветы. Никому не помешает дополнительный заработок. Речь не только об этом документе, есть Указ № 337 и Указ № 345. Люди должны все это передавать из уст в уста. Сейчас мы видим качественную перезагрузку. На месте деревенских хат с удобствами на улице появляются благоустроенные стилизованные дома. В этот бизнес приходят молодые люди, создающие что-то новое и работающие по западному стандарту. Появилась надежда, что агроусадьбы Гродненского района (а их более 90) возьмут на себя часть нагрузки по размещению безвизовых туристов. 

Как еще подхлестнуть желание работать в этой сфере? Максимально сотрудничать со старостами деревень, рассказывая им о новых условиях и перспективах, создавать кластеры и выходить на зарубежные площадки с демонстрациями своего потенциала. Звучит неплохо. Но при общении с хозяевами агроусадеб часто выясняется: они очень мало знают друг о друге, не говоря уже об обмене клиентами и сотрудничестве с туристическими компаниями. 

Для более активного участия в популяризации агроэкотуризма как перспективного направления самозанятости в сельской местности в Гродненской области создан общественно-консультативный совет. На недавнем декабрьском заседании избрали нового председателя организации. Им стала Галина Морозик, руководитель информационно-просветительского учреждения устойчивого развития «Зеленый оберег». По ее мнению, пустующие агроусадьбы в канун новогодних праздников — это во многом результат того подвешенного состояния, в котором пребывал агротуристический бизнес в прошедшие годы:

— На фоне снижения доходов населения возросла конкуренция между усадьбами. Те, кто не проявил заботу о собственной качественной рекламе, остались не у дел. Те, кто вовремя не вложил деньги в создание комфортных условий для приема, тоже остались в проигрыше. Люди хотят приехать в деревню и увидеть достаточно высокий уровень сервиса. Кроме этого, городские заведения общепита стали выстраивать более гибкую ценовую политику. Это стало возможным, потому что кафе и ресторанов за последний год в Гродно заметно добавилось. Дело и в самих агроусадьбах, многие так и не удосужились снизить планку стоимости, продолжая требовать те же шальные деньги, что и 3—4 года назад. 

Задача совета на ближайшее время — консолидировать усилия, чтобы качественно поправить дела с агротуризмом в «депрессивных» (отдаленных от Гродно) районах области. Выбрать в них усадьбы, которые можно со временем превратить в этнокультурные, социальные и экологические центры. В пример можно привести Гродненский, Лидский, Волковысский районы. Но и здесь очень медленно приходит понимание необходимости создания взаимовыгодных альянсов с культурными работниками, ремесленниками, клубами, музеями, конно-спортивными школами, заказниками. 

Tanula.K@mail.ru

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter