Гостем холдинга "СБ. Беларусь сегодня" стал председатель Государственного комитета судебных экспертиз Андрей ШВЕД

Работа на упреждение

Вчера гостем холдинга «СБ. Беларусь сегодня» стал председатель Государственного комитета судебных экспертиз Андрей ШВЕД. Он провел прямую телефонную линию с читателями «Сельской газеты», выступил в студии интернет–телевидения на сайте www.sb.by, обсудил с главным редактором Дмитрием ЖУКОМ совместный проект «СБ» и ГКСЭ «Экспертное мнение». Пользуясь случаем, мы попросили главу судебных экспертов ответить на три вопроса нашей традиционной рубрики.


— Андрей Иванович, в минувший вторник Президент обозначил борьбу с наркотической угрозой как одно из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности. Каков вклад ГКСЭ в эту задачу?

— Уже сегодня нами предприняты меры, направленные в первую очередь на борьбу с незаконным оборотом, в том числе со сбытом, наркотиков. Нынешняя система противодействия наркоугрозе, разработанная и функционирующая с непосредственным участием специалистов ГКСЭ, позволяет в кратчайшие сроки (буквально в течение нескольких суток) установить государственный контроль над оборотом любых новых психоактивных веществ, представляющих угрозу для здоровья и жизни граждан. При этом, как правило, мы работаем на упреждение, чтобы не допустить распространения этих веществ на территории Беларуси. То есть специалисты ГКСЭ мониторят ситуацию по всему миру, выявляя новые виды наркотических средств и внося их в список запрещенных еще до появления подобных веществ в нашей стране. Кроме того, в госкомитете сформирована трехуровневая система исследования наркотических средств и психотропных веществ с использованием самого современного аналитического оборудования и методов анализа. К слову, модернизация материально–технической базы экспертных подразделений, в компетенцию которых входит проведение судебно–химических экспертиз, будет продолжена.

Своевременность и современность нынешних подходов в борьбе с наркоугрозой уже привела к тому, что на территории нашей страны три с половиной года начиная со второй половины 2014–го не зафиксировано фактов выявления в незаконном обороте неподконтрольных «дизайнерских наркотиков».

— Трехуровневая система проведения экспертиз всех видов наркотиков, насколько известно, впервые создана именно в Беларуси. Чему еще могут научиться у нас эксперты из других стран?

— Наши коллеги видят, насколько за эти годы выросла компетенция, техническая оснащенность, квалификация белорусских судебных экспертов. Они не скрывают своего желания, чтобы и в их странах появилась структура, подобная ГКСЭ. Например, в прошлом году мы принимали представителей Объединенных Арабских Эмиратов. Большой интерес у них вызвало посещение лабораторий судебно–биологических и генетических экспертиз, металлографического анализа, одорологических экспертиз, а также экспертиз наркотических средств, исследования нефтепродуктов, проведения элементного и молекулярно–спектрального анализа.

Особое внимание гостей привлек опыт белорусских экспертов по проведению одорологических экспертиз (запаховых следов человека). Лабораторные собаки, используемые при производстве таких исследований, могут идентифицировать конкретный запах по отобранному с места происшествия образцу из миллионов других проб. Аналогов такому виду экспертиз в полиции ОАЭ нет. В итоге наши гости заявили о намерении создать в Эмиратах аналогичное подразделение по белорусскому образцу. Также решено проработать вопросы обучения в Беларуси иностранных специалистов, подготовки соответствующих программ стажировок.

Кстати, заинтересованность в подготовке экспертных кадров на базе государственного комитета также выражают представители Узбекистана, Кыргызстана, Молдовы, Казахстана, Латвии, России, Украины, Сербии, Китая. Обмениваться опытом с коллегами мы стараемся на международных конференциях. Одна из них состоится в Беларуси в апреле, на форум соберутся специалисты из десятков стран, которым интересны наши наработки.

— Какие новые виды экспертиз начали проводиться в стране после создания ГКСЭ?

— Надо понимать, что новые виды экспертиз не появляются сами по себе, мы в этом вопросе исходим из потребностей правоохранительных органов и судов, а также граждан и организаций. Например, время потребовало организовать производство судебных психофизиологических экспертиз с использованием полиграфа, и они стали проводиться у нас с 2014 года. Также внедрены судебные ботанические экспертизы с использованием дендрохронологического анализа. Они назначаются по фактам незаконного лесопользования и оборота древесины. Освоено производство экспертиз ДНК животных, востребованное по делам о незаконной охоте, хищениях домашнего скота или мясопродуктов.

В 2018 году в государственном комитете запланировано внедрение двух новых видов экспертных исследований — судебных лингвистических и культурологических экспертиз. Продолжается работа по внедрению геммологической экспертизы, связанной с драгоценными камнями.

Следует отметить, что, кроме внедрения новых видов экспертиз, мы расширяем перечень вопросов, которые решаются уже существующими видами экспертных исследований. Например, с 2017 года во всех регионах успешно проводятся весьма востребованные следствием и милицией программные компьютерно–технические экспертизы, а также экспертизы памяти видеорегистраторов. Начато исследование электрошоковых устройств.

ОТ РЕДАКЦИИ

Глубокий и содержательный разговор с А.И.Шведом обо всех сторонах деятельности ГКСЭ ожидайте в апреле, к 5–летию Государственного комитета судебных экспертиз.

rud@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter