Работа на тарелочке с голубой каемочкой

- Из-за объединения колхозов у нас без работы остались 76 человек, - чуть не плакали в трубку жительницы деревни Смольки Костюковичского района.
- Из-за объединения колхозов у нас без работы остались 76 человек, - чуть не плакали в трубку жительницы деревни Смольки Костюковичского района. И я выехала в Костюковичи.

Район этот необычный. О том, что такое объединение, здесь узнали задолго до принятия программы реформирования сельского хозяйства. Более 10 лет назад жители 6 колхозов и совхозов вынуждены были бежать от радиации на чистые земли. Причем переселение прошло в границах своего района и людям пришлось обживаться наново всего в нескольких километрах от своих домов.

- Тогда мы впервые столкнулись с проблемой занятости, - рассказал начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Виталий Гришанов. - В деревнях и так рабочих мест немного, а радиация забрала у нас лучшие земли. Переселенцам пришлось ездить на работу в покинутые населенные пункты - туда, где уровень загрязнения не превышал 40 Ки.

Сейчас в районе снова идет объединение хозяйств. Конечно, для ликвидации выбираются не лучшие колхозы, но... За два прошедших года процесс реформирования сократил в районе количество рабочих мест на 40 процентов!

Колхоз "Смольки" - относительно новый. Его образовали на мелиорированных землях в начале 80-х. Увы, за время существования хозяйство, по оценкам специалистов района, так и не встало на ноги, а последние 5 лет было нерентабельным, поэтому присоединение его к более сильному сельхозкооперативу "Белынковичи" выглядело оправданным. В последнее время работники в "Смольках" получали зарплату по 5 - 10 тысяч рублей! Естественно, люди не дорожили такой работой. Однажды на работу не вышел работник, который занимался отчисткой коровников от навоза. Вслед за ним в грязь отказались идти доярки. В итоге прибывшая на место районная комиссия, застав жуткое зрелище утопающих в навозе коров, немедленно приняла решение "эвакуировать" стадо.

- Мы чуть отмыли коров, чтобы подоить! - ужасается и. о. председателя СПК "Белынковичи" Лариса Струкова.

И если до этого случая в Смольках планировалось оставить часть стада, то теперь об этом не может быть и речи! Дояркам предложено либо перейти на работу в соседние хозяйства, находящиеся в нескольких километрах, либо переехать за 12 км в Белынковичи, где имеется жилье. Кроме того, в этой деревне, в отличие от Смолек, есть две школы, спиртзавод, лесничество, железнодорожная станция.

Реакцию людей, которым предлагают оставить обжитые дома, понять можно - мол, никуда переезжать не будем, дайте нам работу. Увы, требования с условием "дайте мне - тогда я..." вряд ли оправданны. Сегодня рынок труда диктует свои, порой жестокие, условия. Поиск работы заставляет многих покидать не только деревни, но и города, и даже страны. И тут уж каждый волен сам решать, что лучше для него. Сидеть в своем дворе, но без работы, или же принести место жительства в жертву трудоустройству. Другое дело, что в данном конкретном случае количество рабочих мест в объединенных хозяйствах все равно уменьшится, что оставит за бортом десятки людей!

Глава районной администрации Михаил Борисов видит выход в развитии придорожного сервиса. Район находится на границе с Россией. И до сих пор результатом "выгодного" соседства были лишь стихийные и часто незаконные продажи молока, скота, техники и металлолома россиянам. Теперь на республиканской трассе планируется построить автодорожный переход со всей необходимой инфраструктурой. Это подарит району необходимые рабочие места.

А Виталий Гришанов вообще считает, что в деревне даже при нынешних условиях можно прожить, если иметь желание работать. И в доказательство своих слов приводит факты, с которыми трудно не согласиться. В тех же Смольках из 9 механизаторов права остались у трех - остальные лишены их из-за пьянства. По этой же причине в районе забрали права почти у 200 механизаторов, в итоге на 250 машин осталось 200 специалистов. 50 человек вынуждены приглашать из города на время посевной и уборочной.

- Круглый год мы приглашаем всех в бригады по заготовке леса, - приводит руководитель управления сельского хозяйства и продовольствия еще один пример. - Заработать можно больше, чем в колхозе, можно взять натурой и продать. И что вы думаете? Желающих практически нет! В конце концов, мы готовы оказать помощь в создании фермерских хозяйств. А есть примеры, когда человек просто держит две-три коровы и неплохо живет со сдачи молока государству.

- Поверьте, нам очень трудно реформировать "по живому", - говорит Михаил Борисов. - И мы постараемся обсудить проблему с каждым, оставшимся не у дел. Но люди тоже должны понять, что воскрешать ликвидированный колхоз, где по разным причинам процветала бесхозяйственность, мы не можем себе позволить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter