Работа для настоящих мастеров

Накануне профессионального праздника — Дня железнодорожника — мы побывали на одном из самых успешных предприятий отрасли. Минский вагоноремонтный завод — ровесник самой Белорусской "чыгункi", которой в этом году исполняется 135 лет. Корреспондент "НГ" изучила, как из пустого или насквозь проржавевшего кузова вагона на Минском вагоноремонтном заводе делают "конфетку”

Модные тенденции... ремонта вагонов
Кому, как не директору УП “Минский вагоноремонтный завод” Виктору Толкачеву можно задать вопрос, волнующий каждого, кто хоть раз покупал билет на поезд: что изменилось в вагонах наших поездов за последние годы?
“Раньше конструкторы не ставили цель сделать вагон сверхудобным, не очень стремились улучшить его интерьер, даже в купейных вагонах не было кондиционеров. В настоящее время разработанные на заводе технологии позволяют по желанию заказчика сделать “климат-контроль” в каждом купе. Есть предложение в поездах южного направления и просто дальнего следования одно купе в вагоне оборудовать под душевую. И такие вагоны уже эксплуатируются на Белорусской железной дороге! Меняется интерьер, тип обивки сидений. Недавно был создан туристический состав, следующий на Дальний Восток, в Монголию, Китай. Мы провели восстановительный ремонт этого состава совместно с гомельскими коллегами. В вагонах такого поезда установлены диваны-трансформеры, простыню можно стелить прямо на вмонтированный в спинку дивана опускающийся матрас.
Во всех ремонтируемых сейчас вагонах устанавливаем экологически чистые туалеты, которые не нужно закрывать перед большими городами, и пассажиры, к примеру, с маленькими детьми не испытывают никаких неудобств в дороге. Есть предложения российских предприятий на переоборудование вагонов, в каждом из которых всего четыре купе. Такое купе — как небольшой гостиничный номер: в нем есть туалет, душ, большая двуспальная кровать, бар...
Сейчас мы осваиваем производство нового плацкартного вагона на основе кузова российского производства, “начинка” вагона будет в основном белорусского производства. Отличаться эти вагоны будут дизайном внутреннего интерьера, оснащены системой кондиционирования, все внутренние панели — изготовлены на нашем заводе. Для этих целей закуплено новое оборудование”.
Ноу-хау и реконструкция
Конечно, для воплощения всех этих новшеств необходимо, чтобы оборудование завода соответствовало современным требованиям. Чтобы вывести предприятие из кризиса и подняться на новый уровень, в 2000 году началась реконструкция завода. “Неподъемные” задачи директора Минского вагоноремонтного завода Виктора Толкачева никогда не останавливали. О том, что сделано, он рассказывает с нескрываемой гордостью:
— Постепенно обновляется оборудование во всех цехах. Полностью заменено оборудование в деревообрабатывающем цехе. К этому цеху даже пристроили новое здание, чтобы расширить “фронт работ”. Закупили пресс для наклеивания пластика и других материалов на перегородки в вагонах и на двери. В кузнечном цехе выполнен капитальный ремонт, установлены современные токарные станки. Наши конструкторы участвовали в проектировании новой печи в кузнечном цехе, которая дает экономию расходования газа по сравнению с прежней примерно на 40 процентов. Сама печь компактная, работает в автоматическом режиме. Использование вторичного тепла отходящих дымовых газов позволяет нагревать воду для бытовых нужд — раздевалок и душевых. В котельной завода до недавнего времени стояли Шуховские котлы 1934 года выпуска. На смену пришел котел с финской начинкой, позволяющий экономить до 30 процентов “голубого топлива”. К октябрю будет завершена установка второго котла, что позволит обеспечить теплом не только предприятие, но и часть прилегающего к заводу жилого сектора. Окупаемость котельной не превысит трех лет.
К экономии тепла на заводе подходят очень серьезно, в том числе рассматривают варианты замены традиционного топлива альтернативными источниками энергии. Вводимое в эксплуатацию оборудование позволит отапливать деревообрабатывающий цех используя отходы производства. В колесном цехе внедрено инфракрасное отопление, что также позволяет экономить топливно-энергетические ресурсы. Благодаря новой сушильной камере на предприятии освоено производство деревянных стеклопакетов. Около 50 процентов рам на заводе уже заменены. Новые стеклопакеты создают совершенно иную атмосферу в цехах, благотворно влияющую на условия труда.
Не меньше внимания с недавнего времени уделяется экологической проблеме. Сейчас на заводе идет реконструкция очистных сооружений, первая очередь завершится в сентябре 2006 года.
Еще одна идея, которая скоро станет реальностью, — строительство нового цеха — вагоносборочного. Планируется, что через полтора года он будет построен и введен в эксплуатацию. На новых площадях будут собирать новые вагоны. По плану 70 процентов деталей будет изготавливаться в Беларуси. “Завод приобретет новый статус — станет вагоностроительным, — уверен Виктор Толкачев. — Наши вагоны будут известны не только в Беларуси, но и в странах СНГ. А это выгодно для всего государства. Больше объем работы, больше прибыль — больше налогов в бюджет”.
Чем привлекает завод?
Очень многое сделано здесь для создания безопасных условий труда. Практически все бытовые помещения реконструированы и соответствуют современным требованиям, что является еще одним свидетельством грамотного подхода к организации труда на предприятии. Социологические исследования показывают, что сотрудники предпочитают работать там, где больше пакет социальных гарантий, созданы безопасные условия труда, организован досуг, есть возможность получить квалифицированную медицинскую помощь. На заводе работает современный оздоровительный комплекс. Его “изюминка” — спелеокамера. Соляные блоки для камеры нарезали в Солигорске, их возраст — более 4 миллионов лет! Есть в оздоровительном комплексе и тренажерный зал. Все-таки работа тяжелая, по-настоящему мужская, и возможность оздоровиться здесь совсем не лишняя.
Вторая причина — труд максимально облегчен с помощью средств малой механизации. Когда-то единственным подспорьем рабочего были зубило, молоток и комплект ключей. Сейчас на смену пришло новейшее оборудование: импортные малогабаритные пневмо- и электроинструменты: гайковерты, шуруповерты, шлифовальные машинки.
Немаловажный фактор и хорошая зарплата.
Спасибо за труд
Директор завода говорит: “Хочется, чтобы людям было приятно работать на нашем предприятии. Идет человек утром на работу, а на откосе высажена цветами надпись — “Спасибо за труд”. Виктор Иванович лично участвовал в посадке. Директор делится секретом успеха своего завода:
— В основном на нашем предприятии люди очень добросовестные, и задачу, которую им ставишь, они выполняют. Когда даешь задание, нужно показать, что и руководство готово сделать все необходимое для правильной организации труда. Если руководитель держит слово и выполняет обещания, тогда и дело спорится.
В канун профессионального праздника Белорусская железная дорога будет отмечать свое 135-летие, и я хотел бы пожелать всем коллегам железнодорожникам и вообще всем людям крепкого здоровья, удачи и преуспевания во всех делах! Чтобы в семье всегда был достаток  и его хватало на исполнение всех желаний.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter