Как ввести моду на профессиональное обучение

Рабочий момент

Вступительная кампания в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования страны вступает в завершающую фазу — подача документов на бюджет закончена, до 14 августа есть время определиться с выбором у платников. О проблемах, перспективах и постепенной модернизации рабочих профессий — наш разговор с ректором Республиканского института профессионального образования, кандидатом педагогических наук, доцентом  Валерием Голубовским.

Профессионально-техническая сфера готовит производственный персонал, который составляет около 75% от всех работающих 
в сфере промышленности
Фото Сергея Лозюка

— Валерий Николаевич, как вы оцениваете вступительную кампанию нынешнего года — насколько активна молодежь? Есть ли какие-то колебания по количеству поступающих год от года и от чего это зависит?

— На уровень профессионально-технического образования в нынешнем году планируется принять 31 тысячу человек. По отношению к прошлому году это значительное увеличение — на 104%. Набор осуществляют 134 учреждения профтехобразования по более чем 250 профессиям. По уровню  среднего специального образования тоже наблюдается рост — порядка 2,5% по сравнению с прошлым годом. В колледжи (а их у нас в стране около 200, в том числе и те учреждения, которые входят в структуру вузов) планируется принять 39,3 тысячи человек.

Что касается изменения численности абитуриентов год от года, то цифра эта действительно “плавающая”. Но колебания связаны в первую очередь с демографическими  показателями. Например, еще 10 лет назад в системе профтехобразования обучалось примерно 175 тысяч человек, сегодня — порядка 68 тысяч.

— Существует ли проблема недобора?

— Я сказал бы, что это покажут результаты вступительной кампании. Но с каждым годом наоборот наблюдается повышение интереса выпускников школ к поступлению в колледжи и профессиональные лицеи. Практически все специальности востребованны, а на некоторые существует серьезный конкурс. Это связано с модернизацией и переосмыслением самого содержания профессий. Например, еще пару лет назад молодежь не хотела идти на специальности, связанные с металлообработкой (это работа на станках — токарных, фрезерных и так далее). Но переход промышленности на оборудование с программным управлением привел к тому, что сейчас наладчик и мехатроник — одни из самых перспективных специальностей в реальном секторе экономики, а значит, привлекательны для молодежи.

В нынешнем году приняты изменения правил приема. Они позволяют учреждениям образования корректировать цифры набора в тех случаях, когда есть большее количество желающих получить конкретную профессию.

— Ежегодно большое внимание уделяется поступлению в вузы. А профессионально-техническая сфера остается как бы за кадром. Как переломить ситуацию?

— Да, такой момент есть. И для меня, как для лица заинтересованного, в этом мало приятного. Посудите сами — профессионально-техническая сфера готовит производственный персонал, который составляет около 75% от всех работающих в сфере промышленности. А в СМИ о таких людях информации практически нет. Сегодняшний рабочий — это уже не тот человек, который, образно говоря, только и умеет, что закручивать гайки. Идет внедрение элементов автоматизации и информационных технологий в процесс производства, поэтому границы между функциями рабочего-техника и техника-инженера постепенно размываются. Фактически можно говорить о формировании нового класса высококвалифицированных специалистов.

Многие ребята и их родители просто не имеют представления о возможностях профессионального становления в условиях работы на высокотехнологичных рабочих местах. Иначе многие предпочли бы ориентировать своего ребенка на освоение востребованной профессии, вместо того чтобы всеми силами заставлять его поступать в какой-нибудь (причем, порой все равно какой) вуз. Глубокое заблуждение думать, что работодателю сейчас нужен диплом. Ему нужен профессионализм и способность приносить добавленную стоимость. Ну и если уж на то пошло, всегда есть возможность получить профильное высшее образование.

— Возвращается профориентация для учащихся 10-го и 11-го классов. Может быть, нужно начинать гораздо раньше? Например, в СССР были учебно-производственные комбинаты.

— Ликвидация  системы УПК предполагает передачу их функций учреждениям профессионального образования. И мы делаем все возможное, чтобы создать условия для развития допрофессиональной и профессиональной подготовки школьников. В числе таких мер — и возвращение профориентации в школах, когда учащиеся старших классов могут параллельно получить профессию с выдачей свидетельства на начальный разряд.

Более того, мы провели мониторинг мнений школьников и их родителей в отдельных учреждениях образования, подавляющее большинство которых высказались за более раннюю допрофессиональную подготовку, начиная с 8-го и 9-го классов. Некоторые школы уже работают по такой схеме. Наша задача — масштабировать практику на всю страну. С 1 сентября планируем начать работу. Это будет та же самая система УПК, только видоизмененная с учетом внешних и внутренних условий, возможностей системы и экономики конкретного региона.

— Есть замечания по недостаточному (или устаревшему) техническому оснащению учреждений. Насколько это серьезно?

— Конечно, идеальная картина — когда каждый колледж или профессиональный лицей оснащены по последнему слову техники. Но это утопия, поскольку затраты лягут непосильным бременем на государственный и местный бюджеты. К тому же дорогие стенды (например, в случае среднего специального образования — по гидравлике, электронике и так далее) могут использоваться для проведения занятий только 10 или 12 часов в процессе подготовки одного специалиста.

В 2012 году была разработана концепция ресурсных центров. Это структурные подразделения учреждений образования, где сосредоточено современное оборудование по определенным видам экономической деятельности. По определенному графику здесь занимаются все студенты профессионально-технической сферы. Сейчас таких центров 40, но сеть нужно расширять. Что мы и делаем по мере возможностей. Например, скоро откроется новый объект в Витебской области — ресурсный центр станкостроения и металлообработки.

— Но ведь это колоссальные затраты. А кто финансирует строительство и закупку оборудования?

— Затраты немалые, но это дешевле, чем комплектовать каждый колледж или профессиональный лицей отдельно. Львиную долю оплачивает государство по программе “Образование и молодежная политика”. Затем идут средства отраслевых министерств и конкретных предприятий.

Хотя, на мой взгляд, нужны дополнительные меры стимулирования. Например, чтобы средства, которые фирмы тратят на создание учебных лабораторий, можно было относить на расходы, а не отчислять из прибыли. Такая схема удобна тем, кто прочно обосновался на рынке. Для новичков это затратно, а ведь их тоже нужно вовлекать в процесс. Совершенствование налогового законодательства позволит еще больше расширить сотрудничество по укреплению материальной базы учреждений профтехобразования и развитию государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования.

Еще одна из проблем — совершенствование механизмов взаимодействия с реальным сектором экономики. Сегодня возникают проблемы с сопровождением практикантов. Ведь нужно отвлечь специалиста от основной работы. Необходимо вырабатывать механизмы, которые позволяли бы заинтересовать и вовлечь в процесс софинансирования практики максимальное количество предприятий. В разных странах эти средства поставляют соответствующие фонды при общественных объединениях. Например, в Германии это — торгово-промышленная и ремесленная палата. Возможно, средства конкретного фонда могли бы решить этот вопрос и у нас. И сейчас мы как раз работаем в этом направлении. Например, 30% организаций, подчиненных Министерству архитектуры и строительства, участвуют в формировании заказа на подготовку кадров и предоставляют места для прохождения практики. Остальные 70% — это организации частной формы собственности, которые не вовлечены в процесс подготовки, но также являются потребителями кадров.

Создание фонда развития трудовых ресурсов строительной отрасли и наполнение его за счет отчислений от фонда оплаты труда каждого работника позволило бы консолидировать усилия государства и бизнеса и использовать средства фонда на укрепление материальной базы ресурсных центров, внедрение современных технологий в образовательных процессах, оплату руководителям практики и так далее. Это требует глубокой проработки вопроса с участием представителей образования и реального сектора экономики. Нужно желание заинтересованных сторон и понимание, что построение инновационной и устойчивой экономики — это общая задача, которую решить необходимо совместными усилиями.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter