Экономическую ситуацию необходимо использовать для разворота рынка труда в сторону производственного сектора

Рабочий момент

Не хочешь завершить карьеру дворником — учи математику. Раньше этой присказкой пугали нерадивых школьников и студентов. Правда, иной раз эта шутка выглядела несколько неуместно и несовременно. Транснациональные корпорации предлагали разные интересные вакансии: творческие, креативные, но не требующие глубоких знаний. Мерчендайзеры, агенты по продажам и так далее и тому подобное. Плюс IT-сектор. Три-четыре месяца не слишком напряженной учебы — и ты тестировщик. Но в «новой реальности» многое уже поменялось, а еще больше изменится. И нынче уже проблема не как продать (расхожая некогда фраза), а как произвести. 

HR работников берет

По количеству занятых частный и государственный сектора сопоставимы. Другой вопрос, что бизнес чаще концентрировал свои усилия в торговле. Даже транснациональные корпорации, которые открывали в стране производства потребительских товаров. Будем говорить прямо: по технологической глубине эти производства больше подходили под определение фасовки-упаковки, чем современную индустрию. В Беларуси смешивали, разливали, паковали. Да, использовали местное сырье — песок и цемент для выпуска строительных смесей, нашу воду для напитков и соков и так далее. Но действительно высокотехнологичные ингредиенты — присадки, добавки, сиропы — поставляли по импорту. Собственно говоря, таким образом приближали товар к потребителю. По сути, такие компании (не все, но многие) являлись больше не производственными, а торговыми. И количество работников в этих фирмах, которые занимались продвижением и продажами, кратно превышало производственный персонал. 

Существует расхожее мнение: мол, частник более эффективен, поэтому «кормит» своих сотрудников сытнее. Вот к нему и бегут с заводов работники. Предприятий и компаний много, поэтому разные истории случаются. Но упрямая статистика свидетельствует: средняя зарплата в госсекторе и частном отличается на 1—2 процента. Максимум. Словом, в пределах погрешности, что в целом вполне логично. Не надо излишне идеализировать предпринимательство (впрочем, как и демонизировать). Но все бизнесмены (и свои, и «чужие») нацелены на экономию издержек (иногда в разумных рамках, иногда — нет). Поэтому в оплате труда ориентируются на средние по рынку показатели, «золотых гор» в частных предприятиях нет. Почему же на вакансии в те же «дочки» транснациональных корпораций очередь стояла, а на заводы — нет? 

Причин много. Но одна из ключевых — хорошая работа HR в иностранных компаниях. Сейчас их активность в силу понятных причин поутихла. Но до геополитического кризиса они вкладывали немало усилий и средств в продвижение себя как привлекательного работодателя. И свои вакансии — зачастую весьма заурядные и по заработной плате, и по функционалу — оформляли как предел мечтаний. И ярко расписывали перспективы карьерного роста. Мол, работа в транснациональной корпорации открывает перед вами весь мир. Если себя проявить, то можно через какое-то количество лет и в головном офисе где-нибудь в Женеве, Лондоне или Атланте оказаться. Да, такие случаи бывают. Но раз в десять лет с одним из сотрудником из десятков тысяч, разбросанных в офисах транснационального бизнеса по всем континентам. Даже невозможное возможно, вопрос только вероятности наступления благоприятного события. Тем не менее технология действует. И торговые компании успешно оттягивали последние два десятилетия кадры из производства. 

Война стереотипов

Не будем греха таить: молодое поколение в определенной степени утеряло (точнее, не приобрело) индустриальный менталитет. Завод предполагает определенный ритм, в который необходимо вписаться. Психологически это не всем удается. Действительно, на той же СТО свободы больше. Вроде бы крутишь те же гайки, что и на конвейере предприятия, но сам себе хозяин: в какой-то момент можешь больше передохнуть, потом поднажать. На производстве необходимо все делать точно и в срок. У многих во времена социальных сетей и различных форм удаленной, неполной, частичной и других видов занятости завод приобрел имидж почти тюрьмы. 

Не только для рабочих, но и для инженерных профессий. Одна история придумать какой-нибудь увлекательный стартап, неожиданный и дерзкий. И несколько другая — решить вполне определенную конструкторскую задачу. Даже если найти совершенно творческое решение, кажется, что полет фантазии ограничен. 

В отношении промышленности правда перемешалась со стереотипами. И некоторые из них создали работодатели новой волны. Самая креативная в мире IT-индустрия является и одной из самых монотонных. По крайней мере, для подавляющего большинства рядовых сотрудников, которые сидят целыми днями за монитором и выполняют, по сути, весьма однообразные операции. Другой вопрос, что люди это понимают уже тогда, когда втянулись в профессию. Сложно найти романтику в профессии мерчендайзера, курьера, торгового агента. Но существенный плюс этих занятий — они не требуют большой квалификации и образования. Раскрученная концепция сервисной экономики, замешанная на принципах глобализации, специализации и цепочках разделения труда, уже несколько лет дает сбой. А сегодня грозит развалиться полностью. 

Креатив и творческий подход

Насколько эффективнее глобальная или региональная система экономики — отдельная история. Но признаем факт: сегодня во главу угла начинает выходить производство, причем размещенное на собственной территории и основанное на своей технологической базе и компетенциях. Процесс переформатирования займет определенное время. Но результат почти неизбежен. В развитых странах уже давно говорят о реиндустриализации, в Беларуси и России — об импортозамещении. При различии терминологии цель одна и та же: обеспечить внутренние потребности насколько возможно за счет внутренних ресурсов. Международная торговля не остановится, но уже с конца 2000-х наблюдается тренд смещения акцента от реализации готовых и промежуточных товаров в сторону сырья. Его вынуждены покупать страны, у которых нет полезных ископаемых. Но перерабатывать все стремятся у себя. 

За этой тенденцией неминуемо последует и рынок труда. Впрочем, он уже давно развивался по этому вектору, по крайней мере, со стороны спроса: росла потребность в инженерно-технических кадрах и квалифицированных рабочих. В «сервисных» секторах спрос рос, но не так динамично. И не удовлетворялся полностью по причине общего дефицита трудовых ресурсов. До некоторых пор «сервисная» экономика выигрывала на рынке труда у «производственной». Но геополитический конфликт спровоцировал момент истины: в силу разрыва экономических связей по линии Восток — Запад торговые компании переживают не лучшие времена. Объективно импорт будет сокращаться. Не иссякнет вообще, но замещение ряда товарных позиций отечественной продукцией будет происходить стремительно. Соответственно, в некоторых сферах снизится занятость. 

С одной стороны, это не очень хорошо, выводит некоторых белорусов из зоны комфорта. С другой — появляется возможность развернуть рынок труда в сторону производственной сферы. Индустриальные компании (и государственные в том числе) должны не радостно потирать руки, что молодежь, например, побежит к ним трудоустраиваться. Не стоит забывать: границы не закрыты, региональная конкуренция за руки и мозги остается. Даже становится более жесткой. Поэтому надо активно включать маркетинговые и HR-технологии. И не просто публиковать объявления о вакансиях и обещать социальный пакет, а «укладывать» свои предложения для соискателей в красивую упаковку, которая бы соответствовала духу времени. Все чаще для современного работника (особенно в возрастной категории 30 минус) важна не только зарплата, но и перспектива получить компетенции, которые увеличат его капитализацию на рынке труда. Не только национальном, но и региональном. Чтобы у него была возможность проявить креатив и творческий подход и так далее. К сожалению, на многих промышленных предприятиях функционирует только отдел кадров, который оформляет документы, следит за соблюдением законодательства и на этом считает свою миссию выполненной и законченной. Не пора ли и в промышленности внедрять HR? Который бы старался выиграть конкуренцию за самых эффективных сотрудников? Шанс сегодня у промышленности расширить и углубить свой кадровый потенциал есть. Другой вопрос, что его надо использовать. Правда, есть тут и роль государства. Нет, заставлять учить математику никого не надо. Но разъяснить подробно, что эпоха «сервисных» низкоквалифицированных по своей сути профессий закончилась, не мешало бы внятно, подробно и доходчиво. Чтобы у всех было понимание своего демократического выбора заканчивать карьеру официантом или нет. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter