Рабочий — класс!

Учебные заведения должны готовить специалистов в соответствии с потребностями экономики
В стране растут объемы производства, а значит, и спрос на квалифицированных рабочих. Так же, как и требования к качеству их подготовки. Сегодня любой станочник должен владеть компьютерными технологиями. Но на деле начальники цехов нередко боятся доверять молодым специалистам с «корочкой» о среднем специальном образовании дорогостоящее оборудование. Почему? За последние 15 — 18 лет материально–техническая база средних специальных учебных заведений практически не обновлялась. Износ машин, станков и другого оборудования — 90 — 95 процентов. Условно говоря, телерадиомастеров учат на телевизоре «Неман», а они потом ремонтируют «Панасоники» и «Сони». При этом бюджетные средства в основном идут на выплату стипендий, зарплаты, на оплату коммунальных услуг. А расходы на новые станки за последние 5 лет составляли от 0,2 до 14,4 процента от потребности.
Об этом вчера говорил министр образования Александр Радьков на заседании Президиума Совмина, где обсуждался проект программы развития среднего специального образования на 2006 — 2010 годы.

— Только последние 3 года ведется активная работа по обновлению материальной базы ссузов, — отметил министр. — За это время поставка оборудования увеличилась в 10 раз. В проекте программы предусмотрено обучение специалистов на том техническом оборудовании, которым оснащены современные предприятия.

Также Александр Радьков сообщил, что программой предусматривается сокращение приема на дневную форму обучения за счет средств бюджета более чем на 3 тысячи человек с учетом демографической ситуации в стране. Это приведет к экономии бюджетных средств на 10 млрд. рублей, которые можно направить опять же на развитие материально–технической базы. Однако первый заместитель Премьер–министра Владимир Семашко отметил, что в Беларуси и соседних государствах существует дефицит рабочих. На одного сотрудника с высшим образованием должно приходиться 2,8 — 4,5 специалиста со средним специальным. Поэтому, по его мнению, необходимо наращивать, а не сокращать объемы их подготовки. В частности, среди технических специальностей сегодня не хватает строителей, станочников, механизаторов, каменщиков.

Но только ли дело в практических навыках?

— Мы открываем новые производства, совершенствуем технологии, а учим по старым программам и учебникам, — заметил Премьер–министр Сергей Сидорский. — Нужно в первую очередь учитывать требования работодателей в повышении качества подготовки и предъявлять их не только к учащимся, но и к педагогам.

Премьер–министр поручил доработать проект программы развития среднего специального образования на 2006 — 2010 годы в течение 10 дней и соотнести ее с программой занятости в Беларуси.

Справка «СБ»

В средних специальных учебных заведениях обучается 154,2 тысячи человек, что в 2 раза меньше, чем в вузах страны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter