Почему нужно развивать малый и средний бизнес

Рабочие места с видом на малый бизнес

На деревообрабатывающем предприятии и в компании по переработке овощей Славгородского района — двадцать, в кузнице в Пружанском районе — два, в туристической деревне Кореличского района — восемь… Только в этих четырех частных организациях, которые относятся к малому бизнесу, в совокупности создано 30 рабочих мест. Такое предпринимательство сегодня может помочь в решении многих проблем. Одна из них — в сфере занятости и развития конкуренции на рынке труда. Особенно это актуально для сельской местности, где вариантов для трудоустройства не так много, как хотелось бы. Тем не менее для небольших компаний здесь широкое поле деятельности. 

Не менее 56 тысяч рабочих мест планируется создать в Беларуси в следующем году. И в первую очередь ставка на малый и средний бизнес. Потенциал есть. Для сравнения: в США более 52 процентов от работающих жителей занято именно в таком, некрупном, бизнесе, в ЕС — порядка 70 процентов. У нас цифра намного скромнее — около 26 процентов. Жителей трудоспособного возраста в стране около 5 миллионов 499 тысяч, примерно 1,4 миллиона из них трудоустроены в небольших частных организациях.

В продвижении малого бизнеса, кроме непосредственно решения вопросов с занятостью, есть еще немало плюсов. Один из них заключается в эффективности таких фирм. Обратимся опять к зарубежному опыту: в США почти 55 процентов всех инноваций создано именно здесь. В небольших компаниях нововведений и разработок внедряется в 17 раз больше, чем на крупных предприятиях. 

Такие примеры есть у нас. Взять хотя бы уникальную разработку — приложение «Маскарад» для мобильных телефонов, которое позволяет в реальном времени изменить внешность до неузнаваемости. Создано оно группой белорусских программистов. То есть, по сути, это и есть тот самый малый бизнес. А какой результат? Приложение стало одним из самых популярных в 60 странах, разработчики, а в команде 12 человек, привлекли 10-миллионную аудиторию, миллион долларов инвестиций. И даже популярная соцсеть Facebook заинтересовалась новинкой… Получается, небольшие компании становятся фундаментом для крупных, а также приносят прибыль в виде налогов, решают вопросы с занятостью и работают на имидж страны.

Конечно, малый бизнес требует поддержки. На то он и малый. Чтобы идея «выстрелила», как это случилось с приложением «Маскарад», для начала нужна благодатная почва для работы. Это на государственном уровне понимают, поэтому уже создана целая система поддержки небольших компаний, которая продолжает совершенствоваться. Например, оказывается финансовая поддержка в виде льготных кредитов — до 2020 года Банк развития направит на эти цели еще 500 миллионов рублей. Консультативную помощь на всех этапах ведения собственного дела предоставляют 88 специальных центров и 19 инкубаторов, которые открыты в том числе и в сельской местности. Центры занятости предлагают бесплатное обучение основам предпринимательства и помогают в создании бизнес-планов. Они же могут предоставить и безвозмездную субсидию, которая станет начальным капиталом: для райцентра — 10, а для сельской местности — 15 бюджетов прожиточного минимума. Для деревенских бизнесменов бонусов еще больше. Один из самых существенных: на протяжении семи лет со дня регистрации организациям не нужно платить налог на прибыль, а индивидуальным предпринимателям — подоходный налог. Освобождаются они и от многих других вычетов. Пожалуй, неплохие условия для желающих заниматься своим делом.

Развитие малого и среднего бизнеса стало основой для обсуждений и на Всемирной неделе предпринимательства, которая проходит в стране. За одним столом — представители власти и бизнеса. Сегодня эти два направления готовы к диалогу и принятию взаимовыгодных решений. И это радует. Ведь понятно одно: развиваться друг без друга не получится. 

borisovez@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter