Эммануэль Макрон займет президентское кресло. Какой может стать его пятилетка?

Рабочее место для француза

В воскресенье, 14 мая, состоится инаугурация новоизбранного лидера Франции Эммануэля Макрона. В Елисейском дворце на пять лет пропишется человек, полный решимости углубить взаимную интеграцию в Евросоюзе. Эта пятилетка может стать как определяющей для будущего ЕС, так и паузой перед скатыванием его в кризис — ведь не все зависит от одного Макрона. Напомним, что во втором туре Мари Ле Пен завоевала более трети голосов избирателей — столько французов разочаровалось в ЕС.


Перед президентом Макроном непростые задачи. Менее чем через месяц, 11 июня, — первый тур парламентских выборов, через неделю, 18 июня, — второй. В Национальной ассамблее необходимо создать большинство, но его политическому движению «Вперед!» всего лишь год и шансы на успех невелики. Придется договариваться с теми партиями, от которых он во время предвыборной борьбы старался всячески дистанцироваться.

Но самые сложные вызовы — в экономике. И здесь за общими словами и обтекаемыми обещаниями уже не спрятаться — нужны конкретные шаги. В программе Макрона — снижение корпоративных налогов и удержание дефицита бюджета, увольнение чиновников и большая гибкость на рынке труда. Последний пункт — один из самых трудных в реализации. С одной стороны, нужно упрощать процедуру увольнения сотрудников, с другой — эта мера не может не вызвать протестов. Но обещание либерализировать рынок труда, создать новые рабочие места, причем достаточно быстро, было одним из ключевых у Макрона. И, наверное, самым привлекательным для электората. Ведь во Франции достаточно долго уровень безработицы стабильно держится около 10%. Еще более печальная картина среди молодежи до 25 лет — в этой возрастной группе каждый четвертый не имеет работы — закон о первом рабочем месте сбоит и пробуксовывает.

Рецепт, как резко увеличить занятость, который предложил Макрон, новым назвать трудно: за пять лет вложить 50 миллиардов евро в инфраструктурные проекты и новые технологии, в переобучение безработных. Его уже подвергли критике — вряд ли такая сумма сможет резко изменить картину на рынке труда. Да и найти ее нелегко.

И здесь свою роль должен сыграть фактор безоглядной проевропейскости, которую демонстрировал Макрон. Вернее, его идея о фискальном союзе в еврозоне с министром финансов, который будет распоряжаться общей казной. Правда, наполнять ее должны страны с сильными экономиками, а с более слабыми, к тому же страдающими от жесткой монетарной политики — получать оттуда трансферты. Подобные подходы, полагают эксперты, позволят Франции нарастить расходы на инфраструктуру, ускорить создание новых рабочих мест и при этом не выйти за рамки бюджетного дефицита.

Всем понятно, что под страной с сильной экономикой подразумевается Германия. Вряд ли Меркель накануне собственных выборов в восторге от этого предложения и согласится на столь резкие изменения в фискальной политике еврозоны. Трудолюбивые бюргеры уже ворчат — слишком много ленивых европейцев претендуют на их налоги.

Но Макрон не устает повторять: без налоговых трансфертов нет шансов подтянуть европейскую периферию. Если оставить ее в нынешним виде, политические экстремисты наберутся сил и получат шанс разрушить ЕС. Посыл для фрау Меркель понятен — или помогаете мне и сообща двигаемся дальше, на новый уровень — строим общий фискальный, экономический и политический союз, или злые популисты вскоре возьмут власть и не оставят от ЕС камня на камне. Что ответит лидер Германии, можно только догадываться. Но с ответом ей тянуть не следует — французы хотели бы поскорее увидеть результаты работы Макрона на посту.

valk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter