200 атмосфер и минус 183 градуса: на уникальном предприятии трудятся целыми семьями

Рабочая смена

Как работается на предприятии, где старожилы помнят свадьбу твоих родителей? Каково это — принимать смену у своего отца? Ответы на эти вопросы хорошо знают работники завода «КРИОН», где трудится не одна династия. Познакомимся?

Нужны как воздух

«КРИОН» — единственное в стране предприятие, которое специализируется на выпуске продуктов разделения воздуха — кислорода, азота и аргона в жидком и газообразном состоянии. Без газовой смеси в вакуумной упаковке колбаса или рыба не имели бы таких длительных сроков годности и привлекательного вида. А бутылка подсолнечного масла была бы скукоженной без ложки жидкого азота. Отдельная история — медицинский кислород, приводит несколько примеров Юрий Шалухо, заместитель директора — главный инженер ОАО «КРИОН».

Юрий Шалухо.

Сырье для производства берется в буквальном смысле из воздуха — его «засасывает» огромный компрессор. Но на выражение «деньги из воздуха» здесь обижаются, ведь производственный процесс очень энергозатратный, да и автоматизированное оборудование стоит немалых средств. Если вкратце, технологический цикл разбит на несколько этапов. Первый — подготовка воздуха: для последующей переработки он должен пройти механическую и химическую очистку. К слову, самый большой вред компрессорной установке может причинить углекислота, которую мы выдыхаем. При низких температурах она превращается в сухой лед, который способен забить трубопроводы, импульсные трубки, манометры.

Испытания качества жидкого кислорода проводит инженер-химик Наталья Макаревич.

Сухой очищенный воздух попадает в следующий компрессор, где сжимается до 35 атмосфер. Затем он поступает в турбодетандерный агрегат: турбина, будто миксером, расширяет сжатый воздух с большим выделением тепла — так, что он охлаждается до минус 160 градусов по Цельсию и становится жидким. Жидкость эта подается в воздухоразделительную установку, где при разных давлениях, температурах кипения и получается готовая продукция — кислород, азот и аргон. Последний самый дорогой, ведь в воздухе его менее двух процентов, да и очистить его тяжелее.

В сутки на предприятии получают 160 тонн кислорода, около 50 тонн азота и только 4 тонны аргона высочайшей степени очистки.

Постоянно начеку

Алексей Можугов — машинист компрессорных установок в цехе разделения воздуха. Установок на предприятии две. Рабочее давление на одной составляет 200 атмосфер, на второй — 60. Такое оборудование нуждается в постоянном контроле. Машинист следит за тем, чтобы давление и температура воздуха, масла не выходили за рамки регламента. Алексей, к слову, обычно принимает смену у своего отца — на двоих у них около 36 лет стажа.

— Дело непростое, — делится Алексей. — Оборудование работает под высоким давлением, с чрезвычайно низкими температурами. Постоянно необходимы внимание, концентрация, знания, как поступать в разных ситуациях, в том числе нештатных. Разумеется, машинист должен уметь устранять неисправности в работе компрессорной установки.

За работой оборудования в цехе разделения воздуха следит Алексей Можугов, машинист компрессорных установок.

Мало быть профессионалом в области обслуживания оборудования. Чтобы его эксплуатировать, необходимо четко соблюдать правила промышленной безо-пасности. Поэтому предприятие трудится в тесной связке с Госпромнадзором МЧС. Периодически специалисты проводят техническое освидетельствование оборудования, работающего под избыточным давлением. Проверяются приборы безопасности — манометры, предохранительные клапаны.

Причины столь пристального внимания объясняет заместитель начальника управления надзора за безопасностью оборудования, работающего под давлением, и тепловых электростанций Госпромнадзора МЧС Андрей Ковшик:

— Предприятие — опасный объект. При разгерметизации оборудования, работающего под избыточным давлением, может произойти взрыв. А жидкий кислород, который является лучшим окислителем из всех, что есть в таблице Менделеева, взрыво- и пожароопасен. Поэтому необходимо проверять оборудование на наличие дефектов. Существуют эффективные методы контроля для их определения. Самые надежные — гидравлические испытания.

Андрей Ковшик.

Предприятия подобного рода получают лицензию на обслуживание и ремонт опасного оборудования только при наличии обученного персонала, прошедшего проверку знаний. Руководители сдают экзамены в Госпромнадзоре, персонал — на заводе, где создается специальная комиссия. Так что работники предприятия — не только квалифицированные специалисты, но еще и те, кто постоянно начеку, в состоянии справиться с любой нештатной ситуацией. Не этот ли отчетливый привкус контролируемого риска влечет сюда целые семьи?

В цвете ясного неба

Готовая продукция обязательно проходит испытания на соответствие качеству и стандартам. В испытательной лаборатории встречаем еще одного представителя трудовой династии — Алексея Зуева. Заместитель начальника лаборатории рассказывает:
— Мои родители на этом предприятии и познакомились. Папа был инженером ремонтно-механического участка, мама — инженером-технологом. На их свадьбе весь «КРИОН» гулял — так было принято. Я к заводу с детства привык: здесь устраивали праздники для детей сотрудников. Так что я и сам пришел сюда на работу.
Родители Алексея Зуева отдали предприятию по меньшей мере 20 лет каждый, а сам он трудится здесь уже 22 года.

На предприятии неизменно контролируют соблюдение правил промышленной безопасности.

В жидком кислороде не должно быть таких примесей, как диоксид и оксид углерода, ацетилен, масло, озон, кислоты. Испытания похожи на кадры из фантастического фильма. Жидкий кислород цвета ясного неба наливают в реторту, которая выполнена из специального стекла, способного выдержать температуру в минус 183 градуса. При комнатной температуре эта жидкость тут же начинает испаряться: сосуд окутывается паром, стенки его покрываются инеем. Если на стенках опустевшей реторты останется налет, значит, качество кислорода было ненадлежащим. Однако пока что в лаборатории с таким не сталкивались, хотя пробы отбираются ежедневно из каждой наполненной емкости, а также автомобильной цистерны вместимостью более 8 тонн.


nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter