"Вундеркинды живут рядом. Только надо о них позаботиться"

Эта книга, вышедшая попечением Белорусского детского фонда под редакцией председателя правления Владимира Липского, уникальна. В ней практически впервые обобщается опыт Беларуси, научный и практический, по поддержке и формированию личности одаренных детей. И называется книга соответственно: «Вундеркинды Беларуси». Автор этой интересной работы — Юрий Александрович Гусев, доктор философских наук, профессор, член Международной ассоциации «Одаренные дети». Обозреватель «Р» Тамара Абакумовская попросила автора представить книгу читателям.
— Юрий Александрович, сколько времени вы собирали материал для книги и какова сверхзадача этого уникального издания? — Прежде всего следует сказать о замысле. Он возник примерно в 1992 году, и в его основе лежат причины внешнего и внутреннего характера. Начнем с внешней. Бывая за рубежом, приходилось не раз убеждаться в том, что о Беларуси, талантливости ее народа, культуре знают очень мало, а тем более о ее юном поколении, которому предстоит приумножить славу родной земли. Возникла идея раскрыть талантливость народа как проявление неисчерпаемости творческого генофонда. Этой объективной закономерности я посвятил вторую главу книги «Богата талантами земля белорусская». Ведь Беларусь дала миру немало талантливых поэтов, писателей, художников, ученых, спортсменов. Например, Ф.Скорина, Я.Купала, А.Малиновский (Богданов), А.Чижевский, В.Быков, М.Савицкий, Б.Кит, А.Медведь… Следующая причина (внутренняя) заключается в том, что определенная часть людей, даже в нашей стране, о юных талантах, успехах их творческой деятельности в различных сферах (литература, музыка, изобразительное искусство, наука и техника, спорт) имеют смутное представление. А между тем эти результаты за последние годы вызывают восхищение. Достаточно сказать, что наши юные живописцы, композиторы, пианисты, скрипачи, цимбалисты, артисты, спортсмены принимают активное участие в международных пленэрах, олимпиадах, конкурсах и получают высокую оценку. Многие из них становятся лауреатами, призерами и дипломантами. Национальная школа пианизма и скрипичная школа получили международное признание, в том числе и благодаря участию юных музыкантов. Работы семи юных живописцев украшают стены музея ООН. Это во всех отношениях примечательно. О феноменальных успехах наших одаренных детей читатели более подробно могут узнать, обратившись к книге. Что же касается времени работы над книгой, то она заняла двенадцать лет моей жизни. Большую помощь в сборе материала, за что я им признателен, мне оказывали Белорусский детский фонд и председатель его правления В.С.Липский, художница, поэтесса И.И.Кузнецова, курирующая работу с творческой молодежью в БСХ, неизменный организатор и вдохновитель всех международных детских пленэров, которые проводятся в нашей стране на протяжении нескольких лет. А сверхзадача? Она возникла сама собой. В этой связи вспоминаются мудрые слова Симеона Полоцкого: «Скрытое в корнях дерева проявляется в его ветвях и плодах». Одаренные дети – истинное богатство страны, ее надежда и слава. Ветви и плоды народного дерева из года в год радуют нас успехами. — Каковы принципы построения книги и какие судьбоносные тенденции она выявила? — Сразу же скажу, что вопрос не из легких, но попытаюсь на него ответить. Начну с того, что в подготовке книги использованы несколько принципов. Во-первых, принцип историзма. Ведь невозможно понять истинность тех или иных явлений в обществе, не зная прошлого, истории народа, его культуры. Творческая энергия предшественников не исчезает, а накапливается, способствуя появлению на том или ином этапе развития общества новых талантов в самых различных областях: литературе, музыке, науке и технике. Следующий принцип – это принцип системности, который позволил рассматривать основные виды творческой деятельности детей как единое целое. Один из разделов книги я озаглавил «Будущие Нобелевские лауреаты». В редакции заметили, что я слишком оптимистичен. Но мой оптимизм имеет реальную почву. Наши юные математики, программисты, биологи, участвуя в международных олимпиадах, постоянно одерживают победы. Национальная математическая школа известна во всем мире. А что касается списка Нобелевских лауреатов, то его уже возглавил физик Жорес Иванович Алферов, который родился в Витебске в 1930 году. — Намерены ли вы следить за судьбой героев книги? Ведь это интеллектуальное будущее нашей страны. — Об этом я думаю, памятуя, что талантливый человек – это бесценное достояние всего общества и к нему следует относиться с большим вниманием и заботой о его будущем. Я слежу за творческим развитием некоторых юных художников, поэтов и музыкантов, имена которых пока называть рано. Как сложится их судьба в дальнейшем, зависит от многих обстоятельств. При этом я учитываю и такой важный момент, как степень одаренности ребенка и ее устойчивость. В психологии иногда приводятся факты, говорящие о том, что в переходный период развития ребенка одни способности могут угасать, а другие, напротив, проявляться. Следовательно, с прогнозом будущих творческих успехов вундеркиндов не следует спешить. Как говорится, поживем — увидим.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter