"Учебник не должен быть ни комиксом, ни трактатом"

Еще летние каникулы как следует не начались, а в кабинете директора Центра учебной книги Владимира Листратенко уже высятся внушительные стопки новеньких, только что из типографии, книжек – тех самых, которые будут лежать 1 сентября на парте каждого ученика. «Будут?» — уточняю я у Владимира Алексеевича.
Еще летние каникулы как следует не начались, а в кабинете директора Центра учебной книги Владимира Листратенко уже высятся внушительные стопки новеньких, только что из типографии, книжек – тех самых, которые будут лежать 1 сентября на парте каждого ученика. «Будут?» — уточняю я у Владимира Алексеевича. — Пока все идет по графику, вернее, по нескольким. Первый, в который включены 29 учебников общим тиражом свыше1,5 млн. экземпляров, уже закрыт. В него вошли все пособия, подлежащие переизданию. А всего на 27 мая из 100 учебников, которые должны поступить в школы к 1 сентября, готовы 54. Это большая часть тиража. Гарантией уверенности служит и ритмичное финансирование, буквально с начала года. А вообще, поставлена задача издать и доставить учебники в каждую школу не позднее 15 августа. Между прочим, в этом году и августовская коллегия Министерства образования будет впервые посвящена учебному книгоизданию, проблемам формирования школьных библиотек, качеству школьной книги. — Новые учебники на вашем столе даже на глаз кажутся легкими, прочными и одновременно изящными. А изменилось ли их внутреннее содержание? — Внешний облик учебников действительно заметно изменился. Новые санитарные нормы предъявляют более жесткие требования к их объему, полиграфическому исполнению, так что некоторые пособия, например, мы издаем даже в двух частях. Естественно, и авторы при таких требованиях стали более бережно относиться к слову. Хотя проблема доступности и качества с повестки дня не снята. Сегодня, кстати, действует гораздо более жесткий механизм отбора рукописей. Вначале автор представляет «конспект» будущего учебника на предметную секцию научно-методического совета, которая назначает рецензентов. Если двое из них дают отрицательное заключение, то рукопись возвращается автору, при двух положительных оценках – дорабатывается и далее идет на президиум по направлениям образования: дошкольное, общее среднее, высшее и среднее специальное, профессионально-техническое, воспитательная работа. После президиума рукопись представляется на бюро научно-методического совета, которое возглавляет министр образования, и бывает, что на этой стадии тоже возвращается автору. — А проходит ли учебник психологическую экспертизу и «поверку» практикой в школе? — В центре учебной книги создан сектор психолого-педагогической экспертизы. Не секрет, что многие наши учебники, особенно для начальной школы, по меньшей мере на полгода «старше» своих обладателей. И даже когда появились ограничения по объему и массе изданий, некоторые авторы просто стали сокращать, а не упрощать текст. А ведь учебник должен быть доступен и понятен ребенку. Хотя здесь важно найти золотую середину. Я вот недавно знакомился с работой коллег в Дании и заметил, что их учебники для 8-го класса напоминают наши для 6-го. Здесь можно спорить. С одной стороны, они более доступны, с другой – на олимпиадах пока выигрывают наши дети… Исключив научность, учебную книгу легко превратить в комикс. Что касается практики, то, во-первых, педагоги подключаются к обсуждению новых учебников на стадии их обкатки в 18 экспериментальных школах. Во-вторых, мы пошли на то (и считаю это правильным), чтобы рукописи рассматривались в системе повышения квалификации методистами и слушателями. Кроме того, учебник ведь издается сроком на четыре года. За это время он обсуждается буквально всеми – от учителей и родителей до ученых из Академии наук. И когда автор готовит его к переизданию, то большинство замечаний он, конечно же, учитывает. Знаменитый учебник по физике А.Перышкина, кстати, выдержал 18 переизданий! Потому и был практически совершенным. — Отечественным учебникам до совершенства еще далеко или уже близко? — Вот вам, как говорится, факт для размышления. Недавно в Минске состоялась очередная международная книжная ярмарка. И впервые на нее не приехали представители известного российского издательства «Просвещение». Потому что ниша учебного книгоиздания практически занята отечественными учебниками. А еще в начале апреля в Минске, как вы знаете, проходил международный форум ЮНЕСКО и Х конференция министров образования государств—участников СНГ. Так вот, министр образования Украины Николай Станиславович Николаенко полчаса расспрашивал у выставочных стендов, как нам удалось за такое короткое время полностью перейти на свои, национальные учебники. И даже попросил некоторые из них, чтобы показать своим книгоиздателям. Подарили мы украинскому министру учебники не без задней мысли: вдруг поступит заказ? И, кстати, всем руководителям вручили на память пособие «Великая Отечественная война советского народа в контексте Второй мировой войны». Сегодня в системе образования — почти тысяча национальных учебников и пособий. Конечно, сделать предстоит еще немало – ведь надо обеспечить учебниками и методическими пособиями профильную старшую ступень школы, а это совершенно новое дело. Есть вопросы и по изданию учебно-методических комплексов по иностранным языкам для начального звена, поскольку принято решение об изучении иностранного языка со второго класса во всех школах. У нас есть замечательный комплект «Magic books», но он предназначен для углубленного изучения предмета. Кстати, мы надеемся, что в 2006 году все-таки возродим конкурс «Учебник года» для того, чтобы поощрять лучшие авторские коллективы, поднимать авторитет национального учебного книгоиздания. — И последний вопрос, Владимир Алексеевич. Получить учебник, пусть и не всегда в безупречном состоянии, сегодня не проблема. А вот купить – увы… Расширится ли поступление учебников в свободную продажу? — Еще в 1998 году вышло постановление Совета Министров, разрешавшее допечатывать 10 % от общего тиража учебников для свободной продажи. Хотя мы сегодня настаиваем на существенном уточнении: от 10 до 20 %. Правда, издательства несколько опасаются идти на это, поскольку за дополнительный тираж отвечать надо уже собственным карманом. Конечно, некоторые родители не очень довольны, что учебник в школе работает долго и ребенку достается далеко не новая книга. Но опять же сошлюсь на опыт Дании. Богатая страна, согласитесь, а учебные книги используются здесь по 8—9 лет! Хорошее полиграфическое исполнение и у нас позволяет удлинить жизнь учебника, правда, при условии, что за ним будут следить и школа, и дети, и родители. Единственное, что я поменял бы в этом механизме – так это принцип оплаты. Поскольку многие учебные заведения являются юридическими лицами со своими банковскими счетами, то я бы дал им и право заказывать учебники на собранную от родителей плату. Последняя могла бы аккумулироваться на специальном счете Министерства образования, куда поступали бы и дотации из бюджета. Тогда проще было бы планировать доиздание учебников, а бережное отношение к учебной книге воспитывалось бы не только словом, но и рублем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter