"Между собой мы называем цирк фабрикой..." Татьяна Бондарчук собрала работать белорусских звезд

В юности она всерьез занималась гимнастикой и мечтала стать балериной. Но сбыться мечтам помешала травма ноги. "Какой балет!" -- категорично заявили врачи. И она решила быть медиком, поступила в училище, потом в мединститут. Цирк в ее жизни возник волей случая. Самодеятельным танцевальным коллективом, где занималась Татьяна, руководила супруга тогдашнего директора цирка. Она-то и предложила студенткам подзаработать в цирке на новогодних елках. Кто бы мог подумать, что в результате 19-летняя Татьяна влюбится в красавца-акробата и уедет с ним из Минска в Москву, став женой циркача. Да не просто женой, а тоже артисткой. И опять -- по воле случая. Однажды Татьяна отправилась в цирк посмотреть выступление мужа. В антракте заскочила перекусить в артистический буфет, где и уступила свою очередь спешившему к выходу на манеж, загримированному артисту, которого невозможно было не узнать, -- Юрию Никулину. "Не видел тебя никогда. Кто такая? Какой жанр работаешь?" -- поинтересовался Юрий Владимирович. Никакого жанра она тогда не работала -- жена акробата Бондарчука, которая сидит дома с полугодовалым сыном. Слово за слово -- разговорились: откуда да чем раньше занималась. "С такими данными нужно обязательно выступать. Муж -- нижний вольтижер. Сделайте дуэт. Так мало теперь красивых дуэтов", -- посоветовал Никулин и напророчил. Через два года специальной стажировки состоялся дебют нового номера -- акробатического дуэта супругов Бондарчуков, с которым они много и успешно выступали. Сегодня семейная цирковая династия продолжается. На манеже работают уже сын и невестка, начинает крутить кульбиты и их 4-летний Игнат. По-прежнему с цирком связанна и судьба Татьяны Бондарчук, директора и художественного руководителя Белорусского государственного цирка. -- Татьяна Николаевна, нынешний год начался для вас с приятного события. Вы стали лауреатом специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства. Чем же был плодотворен год ушедший? -- Пожалуй, тем, что белорусский цирк пришел к созданию своей труппы и самостоятельной программы. Мы назвали ее "Звезды цирка Беларуси" и планируем выпустить в мае, когда все наши артисты соберутся вместе. Ведь сегодня многие работают за рубежом. Вообще, белорусы уже успели заявить о себе в разных странах: Японии, Голландии, США, Сингапуре, Германии, Великобритании. -- Понимаю, что говорите вы об этом с особой гордостью -- ведь долгое время в Минском цирке не было своей труппы. -- Действительно, штатных артистов не было. Кто-то работал в других компаниях, кто-то -- частным образом, а кто-то и вовсе после развала Союзгосцирка остался без приюта. Словом, труппу пришлось создавать. И для этого мало было просто собрать артистов. Артиста нет без хорошего номера. Его мы и делаем в нашем цирке -- подбираем сценарий, ищем образ, музыку, шьем костюм. Все это, например в России, стоит больших денег. У нас же -- делается силами своего творческого коллектива, и именно с этими, поставленными в нашем цирке, номерами белорусские артисты потом покоряют публику разных стран. -- Несколько лет назад артистов цирка готовило Минское училище искусств. Сейчас этого нет. А нет ли в цирке недостатка в творческих кадрах? -- Что касается училища, то можно сказать, это был своего рода эксперимент, который закончился после выпуска первого и единственного курса. Подготовки оказалось мало. Цирковому артисту нужна практика на манеже, а таких условий в училище нет. Думаю, готовить молодежь лучше в студии при цирке, отбирая наиболее талантливых и постепенно присоединяя их номера к основной программе. Возможно, когда-нибудь такая студия появится и у нас в цирке. Пока же недостатка артистов в труппе нет. Есть недостаток финансов на большие проекты. Например, на свой номер с экзотическими животными -- пантерами или леопардами. В цирке есть молодые артисты, которые хотели бы и могли заняться дрессировкой. Но для этого нужно отправить их на платную стажировку к кому-нибудь из известных артистов, например, к Запашным или Дуровым. А прежде, и это главное, необходимо приобрести животных. Они стоят бешеных денег. Хоть сегодня наш цирк самоокупаемый, пока самим нам это не под силу. -- А какие животные сегодня есть в минском цирке? -- Собачки, лошади, медведи. Кстати, с медведями случай помог. Двух крошечных медвежат в цирк буквально подбросили. Мы их выходили, вырастили, потом передали молодому дрессировщику. У него уже подрастала медведица Жизель. Так что сейчас у нас в цирке три медведя, они делают замечательный номер, а подкидыши даже успели сняться в кино, в картине "Анастасия Слуцкая". -- Внешне цирковая жизнь -- большой яркий праздник. А по ту сторону кулис цирк -- это... -- Если честно, между собой мы называем его фабрикой. Ведь это огромное хозяйство, где, кроме того, что устроить праздник для зрителей, нужно принять и разместить артистов, накормить животных, вычистить конюшни, вести массу документации... Словом, это и большое производство, и огромный труд цирковых артистов, которые, выходя на манеж, творят чудеса, на земле или в воздухе делают то, что не могут повторить другие. -- Согласитесь, обидно, что при всем этом их имена практически неизвестны. -- Это всеобщая цирковая обида. В России, например, сейчас взялись за эту проблему, там учреждена национальная цирковая премия, организована Академия циркового искусства, членом которой являюсь и я, то есть цирковые имена пытаются раскрутить. Ведь раньше о цирке делали фильмы, артисты цирка снимались в кино, их приглашали на телевидение. И имена звучали -- Бугримова, Дуров, Назарова, Никулин, Попов. Замечательные, талантливые артисты есть и сегодня, в том числе и в нашем цирке. Кстати, через два года у него "золотой" юбилей, я очень хочу ходатайствовать о присуждении званий молодым белорусским артистам. В той же России цирковые артисты становятся заслуженными в 20, а народными -- в 30 лет. Думаю, это вполне оправдано, ведь, как правило, артисты цирка работают на манеже с детства и цирковой век недолог, к сожалению. -- О чем сегодня мечтается директору и худруку цирка? -- Мечта та же, что и восемь лет назад, когда я стала директором -- построить свою гостиницу. Это очень важно. Сейчас мы снимаем артистам квартиры. Это дешевле, чем городская гостиница, но все равно безумно дорого. А ведь эти деньги можно было бы использовать и на пошив костюмов, и на подготовку номеров. Кроме того, в гостинице обязательно был бы зал для репетиций. Наличие своего достойного жилья позволило бы приглашать в минский цирк лучших иностранных артистов и показывать лучшие программы. Очень надеюсь, что в этом году дело все же сдвинется с мертвой точки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter