"Достучаться до небес"

Для этого не нужно платить сумасшедшие деньги. Надо просто позвонить и сообщить о случившемся — вертолет вылетит без промедления В уставных документах этого подразделения не стоит гриф «Секретно». Ни вышек, ни часовых, ни сторожевых псов, а все равно знают или слышали о нем немногие. Пятнадцать минут на машине от Уручья — и мы на месте.
Для этого не нужно платить сумасшедшие деньги. Надо просто позвонить и сообщить о случившемся — вертолет вылетит без промедления В уставных документах этого подразделения не стоит гриф «Секретно». Ни вышек, ни часовых, ни сторожевых псов, а все равно знают или слышали о нем немногие. Пятнадцать минут на машине от Уручья — и мы на месте. Лесной массив, железные ворота, дежурный и бескрайнее поле аэродрома Липки. На авиастоянке — десяток винтокрылых машин, дождь и ни души на горизонте. Нелетная погода? Как бы не так! Поступит сигнал — и любой из вертолетов аэромобильного отряда МЧС через минуты будет в воздухе. Через час-полтора – в любой точке Беларуси. — «Давление в гидросистеме?» – «Создано». — «Пожарные краны?» — «Открыты». — «Топливные насосы?» — «Включены». — «Отбор воздуха в двигатели?» — «Заслонки открыты». — «Готовность к запуску?» — «Готов!» Всего в этом списке порядка двадцати вопросов-ответов, но каждый из 29 пилотов аэроотряда знает авиационную «библию» назубок. Неудивительно: у большинства летчиков за плечами – годы службы в Вооруженных силах. Многие не понаслышке знают, что такое аварийная посадка в джунглях Камбоджи или простреленные топливные баки в небе Афганистана. Это за них в поговорке двух небитых дают — проверены и высотой, и пулями. — Профессионализм и опыт – на это делалась ставка в октябре 2002 года, когда в Беларуси создавался первый аэромобильный отряд ГААСУ «Авиация» МЧС. Двести человек штат, восемь вертолетов и часовая готовность в течение суточного дежурства – такова сегодня наша рабочая арифметика, — рассказывает «Р» подполковник внутренней службы Владимир Кабанов, начальник отряда. – Молодежи у нас немного, в основном «старики». Впрочем, их стаж в горячих точках только на руку службе: практически каждый вылет – это нестандартная, связанная с риском для жизни ситуация. Деревня отрезана от большой земли половодьем, срочно требуются спасательное оборудование, медикаменты, специальная техника. Колеса в воздух! Десантировать группу специалистов в труднодоступный район, провести разведку местности, потушить с воздуха лесной пожар… – все это они, тридцать пилотов и многотонные стальные птицы конструкторского бюро Миля. Но сегодня идет дождь, да и половодье закончилось месяц назад — тишина. Впрочем, точно такая же тишина висела над аэродромом и 27 января 2004 года. Только тогда была зима и шел снег. Для крыши Краснопольской средней школы его тяжесть стала роковой. — Известие о трагедии пришло в первом часу, подняться в воздух мы были готовы уже спустя пятнадцать минут. Десять спасателей из республиканского отряда спецназначения с автомобилем быстрого реагирования, санитарная машина, кинологи с поисковыми собаками – все это без труда разместил на своем борту Ми-26, самый грузоподъемный вертолет в мире, — вспоминает события того дня Владимир Кабанов. — Через полчаса прибыли двенадцать врачей из минских больниц и члены белорусского правительства. Сборы окончены, можно вылетать. Сверху картина обрушения выглядела удручающе: стены спортзала смотрели в зимнее небо, крыша кусками лежала на полу. Сели на стадионе и без промедлений приступили к работе: спасатели – разгребать завалы, медики – бинтовать и накладывать рейсшины. На аэродроме под Минском приземлялись уже глубокой ночью, но мысли об отдыхе – в сторону. У шестиклассника Александра Якушева подозрение на перелом позвоночника. Школьника прямо с трапа вертолета перенесли в автомобиль и отвезли в 7-ю клиническую больницу. Утром стало известно, что перелома нет – серьезный ушиб. Выяснилось и другое: у мальчика нет родственников. И весь следующий месяц, пока Саша лежал в центре реабилитации, летчики по очереди заступали на боевое дежурство. У больничной койки. — Мало кто знает, что одна из задач нашего отряда – поиск без вести пропавших. И чтобы «достучаться до небес», вовсе не нужно платить сумасшедшие, как некоторые думают, деньги. Надо просто позвонить нам и сообщить о случившемся: вертолет вылетит без промедления. Более того, абсолютно бесплатно, — уверяет летчик Николай Губко. – Именно так поступили в конце апреля родственники пенсионера из Пуховичского района. Шестьдесят два года, ушел в лес и не вернулся. Искали две недели, обратились сначала в РОВД, затем, отчаявшись, в районный отдел по ЧС. Нашли через полтора часа: лежал в болоте лицом вниз. Зависли, спустили по лебедке спасателя. На борт поднимали через тридцать минут, с черным пластиковым пакетом. Медики констатировали: сердечный приступ и переохлаждение организма. — За три года, прошедших с момента создания аэроотряда МЧС, авиационные боги ни разу не разгневались на Беларусь: ни одного разбившегося или совершившего вынужденную посадку лайнера гражданской авиации. Это можно назвать большим везением, если учесть, что каждый месяц территорию республики пересекает более восьмисот воздушных судов, — рассказывает Геннадий Хлебник, старший прапорщик поисково-спасательной и парашютно-десантной группы отряда. – Не дай бог, случится ЧП, мы будем первыми, кто приземлится на месте катастрофы, окажет первую помощь раненым и доставит их в госпиталь. Ну а пока – часовая готовность, еженедельные тренировки… И их высокие результаты. На последнем чемпионате мира среди пожарных и спасателей в Минске парашютисты МЧС удивили всех, кто собрался на стадионе «Динамо». С тысячеметровой высоты пять человек один за другим точно приземлились в отведенную на поле зону. Сложно ли это? Судите сами: трибуны с указанной высоты – размером с голубиное яйцо.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter