Политолог — о шестом пакете санкций: это мазохизм и суицидальные наклонности континентального масштаба

Пятый прошел, шестой пошел…

Зачем евробюрократы суют собственную голову в очередную санкционную гильотину?



Специализирующееся на финансово-экономической информации агентство Bloomberg 30 апреля сообщило о подготовке шестого пакета санкций, разработанного Евросоюзом против России. Символично, что сделано это накануне Первомая, который широко отмечается в мире как Международный день трудящихся, день борьбы рабочих за лучшую жизнь и лучшие условия труда. Увы, новые ограничения в отношении «режима Путина», подготовленные евробюрократами при теснейшем сотрудничестве с американским госдепом, сулят европейским (и не только) трудящимся значительное ухудшение бытовых и финансовых условий жизни. А то и вовсе грозят им, уже серьезно подуставшим от антиковидных мер и ограничений, дальнейшим затягиванием поясов и погружением в пучины нового кризиса.

Суть готовящихся очередных санкций, которые могут быть официально приняты уже на этой неделе, — в постепенном ограничении импорта российской нефти в ЕС и его полном запрете к концу текущего года. Под раздачу попала и банковская система: руководство Европы намерено настаивать на отключении большего числа банков от международной платежной системы SWIFT (угроза адресована, в частности, российскому ПАО «Сбербанк»). Ранее, в пятом санкционном пакете, официальный Брюссель уже отказался от российского угля, запретив не только его прямые закупки и поставки, но и работу через посредников.
Русский уголь теперь в Европе — «персона нон грата». Да и над газом повис дымок неопределенности… После жесткого требования России об оплате недружественными европейскими странами своего голубого топлива исключительно в рублях и демонстративного отказа ряда «евродемократий» от исполнения этого требования во многих домах Европы готовятся к серьезному похолоданию, а на некоторых предприятиях — к остановке производства.
Зависимость от российских углеводородов всегда была головной болью и ахиллесовой пятой старушки Европы. Около 40 процентов поставляемого в ЕС газа — из Российской Федерации. А это более 200 миллиардов кубометров ежегодно. При этом преимущество российских поставок — наличие стационарных трубопроводов, которые позволяют за меньшие деньги продавать газ и гарантировать его поступление конечному потребителю. Долговременные контракты с более-менее фиксированной ценой, не зависящей от бьющих в последнее время все рекорды спотовых цен, отсутствие необходимости в дополнительной инфраструктуре для поставок сжиженного природного газа (СПГ), меньший уровень риска — европейским потребителям, исходя из этих чисто экономических соображений, следовало бы держаться за своего восточного соседа и вовсю пользоваться имеющимися преимуществами! Однако соображения геополитического характера и давление из-за Атлантического океана заставляют евроэлиты добровольно затягивать на собственной шее санкционную удавку.

Черное золото. Жидкое и твердое

Похожая ситуация складывается с нефтью и нефтепродуктами. Часть продукции поставляется по нефтепроводам, часть — танкерами. Импорт черного золота из России составляет до 20 процентов потребностей европейских стран, нефтепродуктов — до 30. А русское дизельное топливо вообще покрывает 50 процентов рынка! И заместить его не то что сложно — практически невозможно. Второй по величине поставщик — Саудовская Аравия — отгружает в ЕС лишь 12 процентов требующихся объемов. Учитывая напряженную ситуацию в зоне Персидского залива и периодические атаки йеменских хоуситов на арабские производственные мощности, нарастить объемы производства и поставок топлива в обозримой перспективе в данном регионе нереально. Кроме того, не стоит забывать, что России принадлежит 8 процентов мирового рынка нефтедобычи и она не является членом ­ОПЕК, то есть не связана, в отличие от членов названного картеля, какими-либо обязательствами в своей ценовой политике и объемах добычи.
Любые серьезные пертурбации в нефтяной сфере всегда вызывают резкий рост цен, что сыграет на руку скорее российским производителям, чем европейским потребителям.
 Для примера европейским и американским чиновникам стоило бы заглянуть на любую бензоколонку в Старом или Новом Свете да послушать мнение о санкциях от рядовых водителей. То-то западный истеблишмент удивился бы! Но нет, евробюрократы с садомазохистским удовольствием суют собственную голову в очередной санкционный пакет.

Ну и уголь, запрещенный раньше всех, тоже «дает угля»! В 2021 году Россия экспортировала в Европу около 49 миллионов тонн этого углеводорода, а общая доля поставок во всем угольном импорте ЕС — около 68 процентов! И вот теперь все. Новых ­поставщиков найти, конечно, можно. Но в условиях логистических сложностей и лимита времени (уголь-то, например коксующийся, для металлургических заводов нужен прямо сейчас) цена на мировых биржах растет. Европа уже платит по 275—280 долларов за тонну обычного бурого угля. Коксующийся же идет еще дороже — по 397. И это не предел. А Россия не без сложностей, но достаточно быстро переориентирует поставки на рынки Азии. Например, Китай остро нуждается в угле, а Австралия в порыве своей солидарности с США в борьбе с китайским влиянием запретила продажу угля в эту страну. Тут уж прямо судьба, учитывая тесные российско-китайские отношения, помочь друг другу! А есть еще Индия, развивающая сталелитейную промышленность. Как заверяют российские эксперты, при цене тонны угля более 100 долларов прибыльными будут перевозки на любые расстояния. Так что Россия найдет угол, куда пристроить уголь. А вот чем и почем будут отапливать свои углы европейцы — большой вопрос.

КСТАТИ


На этом фоне влиятельная газета The Washington Post предрекает Европе полтора года мучений в случае отключения российской газовой трубы. В опубликованной 30 апреля статье вашингтонский эксперт Центра стратегических и международных исследований Эдвард Чоу прямо называет «фантазиями» попытки европейского правительства найти альтернативы российским энергоносителям. И предрекает падение темпов роста мировой и европейской экономики. С ним солидарны и другие эксперты, оценивающие уменьшение ВВП Евросоюза и отдельных входящих в него стран на величины от 0,3 до 5 процентов. А в это время Польша и Болгария уже сидят без российского газа, Финляндия готовится к его отключению с 20 мая, а Европа в целом с ужасом ожидает остановки на длительный срок металлургических, химических и цементных заводов.

Алексей Беляев, политолог.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter