Пятое измерение

Между нами, девочками, с Мартой СкавинскойАнастасия Самусевич — человек на все случаи жизни

Анастасия Самусевич — человек на все случаи жизни


Помню, как несколько лет назад я впервые приехала на турнир по современному пятиборью. Так стыдно было. Все никак не могла понять, что это за вид спорта такой, состоящий из пяти самостоятельных дисциплин. Как это можно соревноваться в стрельбе, фехтовании, плавании, верховой езде и беге одновременно? Безумно тяжело же! Когда увидела, поняла: класс!


Примерно в это же время Настя Самусевич начала выигрывать. Сначала турниры по четырехборью. Главный из которых, чемпионат мира, оказался «золотым». Затем подросла и поднялась еще на ступеньку. Стала лучшей среди юниоров в Европе.


Я шла, шла и считала. Добралась до медалей этапов Кубка мира, а земля вдруг ушла из–под ног... Через мгновение кто–то кричал мне прямо в ухо: «Девушка, как же так, вы подмели собой всю лестницу!» Облака смеялись прямо мне в лицо, а голос все не унимался: «Девушка, у вас кровь. Вы, наверное, ногу сломали. Давайте вызовем «скорую». Вам плохо». Столько добрых людей сразу? Так не бывает. Я сломала себе расписание, но не ногу. Мне хорошо. И вызовите, пожалуйста, такси. Я теперь опаздываю. К Насте на интервью. Считая ее красивые ступеньки вверх по спортивной лестнице, не заметила своих и рухнула во дворе. Что поделать, неудачка!


– Ты недавно вернулась из Будапешта с чемпионата мира. Какие впечатления? Довольна своим десятым местом?


— Нормально. Приятно, что все спортивные объекты находились поблизости. Более того, отмечу такой момент: организаторы специально для чемпионата мира рядом с полем для верховой езды вырыли 25–метровый бассейн. А ночью перед мужским финалом в личном первенстве вся вода из него вытекла. Вот такое ЧП. Утром в срочном порядке пришлось перекраивать соревновательную программу. И вот пока ребята фехтовали, справлялись с верховой ездой, рабочие чинили бассейн и наполняли его водой.


Что же касается результатов, то, конечно, я очень рада за нашу мужскую команду. Эстафетное «золото», «бронза» Егора Лаппо — эмоции просто словами не передать. А меня подвела верховая езда: если бы проехала лучше, могла быть в пятерке. С другой стороны, 10–е место добавило мне очков в рейтинг. За результатом поеду в Пекин! Благо подготовка проходит без сбоев и накладок.


— Сейчас ты гарантировала себе место в олимпийской сборной, но ведь не всегда так было. Каково готовиться к Играм и не знать, поедешь в Пекин или не поедешь? В такой ситуации, наверное, совсем другие эмоции берут верх?


— Да, это в первую очередь тревога и растерянность. В таком состоянии переживаешь и на каждый старт хочешь настроиться, как на последний: максимально собраться и хорошо выступить. И ничего ведь не получается, как назло. У меня было два таких турнира в нынешнем сезоне: на Кубке мира в Египте и в Англии. И может, все так просто не закончилось бы, но я махнула рукой. Просто поняла, что все эти эмоции лишние, они мне только мешают. В Испанию ехала просто выступить. Что в результате получилось, все знают.


— Как думаешь, в Пекине удастся сохранить голову холодной, когда там такие события будут разворачиваться?


— Это мы потом узнаем (смеется). Сейчас могу сказать только, что по плану мы вылетаем за 10 дней до старта пятиборья. В Китае были уже трижды. И на последнем турнире в Пекине физически я чувствовала себя гораздо лучше. Организм в шоке, конечно. Все–таки там влажность и высокая температура. Но если соблюдать режим сна, а жить там лучше по времени, близкому к белорусскому, и отдыхать отправляться пораньше, то все должно быть в порядке. Главное, слушать себя и свой организм.


— Никогда не возникало желание сосредоточиться на одном виде? Выбрать из пяти главный...


— Никогда. Наоборот, я, наверное, только потому спортом и занимаюсь, что мне не скучно. Я не могу делать одно и то же. Это меня угнетает. У меня нет усидчивости. Я не могу учить долго какой–то предмет. Миша, мой молодой человек (Михаил Прокопенко, член национальной сборной по современному пятиборью), может сидеть пять часов за книжкой. Вот сколько надо для того, чтобы выучить, столько и будет сидеть. Я часок почитаю и думаю: «Так, надо пойти чайку попить». Еще почитаю, потом опять думаю: «Надо же телевизор пять минут посмотреть». Так же и с тренировками. Если меня, например, будут постоянно заставлять плавать по две тренировки в день, я долго не протяну.


— Это называется характер, Настя.


— Да, у меня такой характер... Нет, я могу быть, конечно, и покладистой, и мягкой, но чаще такая упертая, прямо как стадо баранов (смеется).


— Хорошо, поставим вопрос по–другому. Если бы из пятиборья можно было какой–то вид исключить, ты бы от чего избавилась?


— От плавания. Я не люблю плавать, хотя в пятиборье пришла как раз из этого вида. Получалось, честно говоря, не очень, ведь я плавала в школе брассом, а здесь надо было кролем. В общем, одни мучения. А вот бегала я от природы хорошо, хотя легкой атлетикой никогда не занималась. И когда мне Анатолий Дмитриевич Ткаченко (личный тренер) говорит бежать, к примеру, 6 отрезков по 3 километра, я знаю, что справлюсь. Но вот только он скажет 10 раз по 100 метров проплыть, и это для меня станет настоящей мукой. Я буду стоять у бортика, смотреть на воду, ныть, сопротивляться. Тяжело, короче, но чего не сделаешь ради успеха. Плыву...


— Давай о сборной поговорим. Максимальное количество олимпийских лицензий на страну — четыре, тогда как у нас в команде достойных кандидатур на поездку гораздо больше. Как выстраивать отношения с твоими друзьями–конкурентами в такой непростой ситуации?


— Главное, эту ситуацию не усугублять. Я спускаю все на тормозах. Конечно, когда выигрываю, замечаю, что есть люди, которые недовольны. Но я понимаю, что обижаются они на себя, на свои неудачи, а на мне душу отводят. Могут ответить как–то резко, что–то обидное сказать. Но я окружила себя стеной, которая позволяет мне не обращать внимания на эти маленькие укольчики. Стена — это мое поведение. Я всегда веселая, и это мало кому нравится. Я улыбаюсь, шучу, смеюсь, а это ведь раздражает. Таким образом, эти люди сами начинают избегать контактов.


— Ты 8 лет занимаешься пятиборьем, какие у вас отношения?


— Какие? Сначала познакомились, потом стали дружить, а теперь это моя жизнь. Чтобы что–то получилось в пятиборье, им надо жить.


— Я правильно поняла... Пятиборье — не работа для тебя...


— Правильно, я все еще считаю это своим хобби. Как–то задала тренеру вопрос, могу ли я пойти работать методистом в Минспорта. Ну как, мол, столько лет мне уже, а я без работы! На что он ответил, что после двух–трех Олимпиад, возможно, и пойду, а сейчас я работаю спортсменом. А мне так хочется просто пойти на работу. Утром проснуться, собраться, прийти, отсидеть, что–то сделать — и домой. Я когда в бухгалтерию прихожу премию какую–нибудь получать или стипендию, так завидую им (улыбается). Там все сидят такие красивые: ногтики накрашены, сами ухоженные, прически, декольте, все дела. И ты тут такая бегаешь в спортивном костюме. И у тебя тоже вроде есть свое расписание, но это совсем другое.


— Я поняла, ты скучаешь по разным женским штучкам и по времени, которое могла бы провести в магазинах, но не проводишь.


— Ой, нет, я все равно покупаю вещи, даже если я их и не ношу (смеется). Пусть ждут своего часа. Иногда ведь случаются какие–то праздники, чьи–то дни рождения, тогда платье наденешь, прическу сделаешь и... О! Я — девушка! Идешь такая вся красивая и уже не обращаешь внимания на то, что у тебя широкие плечи. Какая разница, ты же в платье. А так, шлепаешь в бассейн в купальнике, в зеркало посмотришь, а там... Плечи — ух, вся накачанная, ну кошмар.


— И сколько твоим платьям еще пылиться?


— Я очень хочу выступить в Пекине и на Олимпиаде–2012 в Лондоне. Это в планах у нас с тренером. С другой стороны, я Анатолию Дмитриевичу уже сказала, что в следующем году хочу ребенка. И он меня понимает. Глупо оставить спорт лет в сорок. Тогда, кроме него, у тебя не останется ничего. А ведь дети — это наше будущее. Они у меня будут обязательно каким–нибудь видом спорта заниматься...


Кстати, в спорткомплексе на Столетова, где мы с Настей встречались, мне оказали первоклассную медицинскую помощь. Синяков в итоге всего пять. Скоро они станут совсем желтыми, а лето между тем уже окончательно вступило в свои права. Ну и пусть! Настя ведь тоже хранит свои платья в шкафу. Может, летом наденем. Пойдем прогуляемся...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter