Пятнадцатое художественное в Бобруйске знал весь Советский Союз

БЫТЬ умельцем, мастером своего дела почетно всегда. Особенно ремесленного. Сегодня тот, кто наделен даром художника и золотыми руками, может быть не просто ваятелем-самородком, а дипломированным специалистом… Резчик, инкрустатор, керамист — это не слова-архаизмы! Это квалификации, которые присваиваются выпускникам Бобруйского художественного колледжа.

И сегодня многие крупные магазины просят шедевры колледжа на реализацию.

БЫТЬ умельцем, мастером своего дела почетно всегда. Особенно ремесленного. Сегодня тот, кто наделен даром художника и золотыми руками, может быть не просто ваятелем-самородком, а дипломированным специалистом… Резчик, инкрустатор, керамист — это не слова-архаизмы! Это квалификации, которые присваиваются выпускникам Бобруйского художественного колледжа.

Запоют «пташки» еще громче

За 52 года своего существования учебное заведение прошло путь от небольшой школы столяров-краснодеревщиков с 96 учащимися до гремевшего на всем постсоветском пространстве ПТУ № 15. Естественно, оказавшись на территории учебного заведения, мы, корреспонденты «БН», вначале устремились в святая святых колледжа — мастерские.

— Сейчас вы присутствуете на занятиях у будущих столяров-станочников, — представляет нам свои владения мастер производственного обучения Вячеслав Кричко. — Ребята отрабатывают шлифование криволинейных кромок — так рождается простая разделочная доска. Но это только малая часть тех навыков, какими будут владеть мои ученики.

Вячеслав Кричко — мастер на все руки. Здесь учился, здесь же и преподает с восьмидесятого года.

— Педагогический стаж большой и опыта много: можно работать самому на себя — заниматься мебелью, но к преподаванию тянет. Хочется оставить после себя учеников, которые продолжат мое дело.

— А есть ли выпускники, которыми гордитесь? — любопытствую я.

— Да, конечно. Сегодня некоторые мои ученики — крупные директора в Москве — миллионеры. Они именно мебелью занимаются.

Далее наш экскурсионный маршрут проходит через мастерскую резьбы по дереву. В помещении приятно пахнет древесиной. Молодой преподаватель Юрий Сюгай, выпускник колледжа, проводит занятие у первокурсников. Мастер немногословен — полностью занят подопечными: сейчас они осваивают основы резьбы.

Кстати, для того чтобы быть настоящим профи в этом деле, умельцу нужно иметь развитое пространственное мышление, чтобы увидеть, что может получиться из грубого куска дерева, и хорошо рисовать. Несколько лет назад рисование даже было в списке вступительных испытаний. Но борьба за студента в последнее время ужесточилась, и эту экзаменационную дисциплину сняли.

Художников росписи по дереву готовит в том числе один из лучших работников колледжа Татьяна Ермакова. В мастерской Татьяны Ивановны сегодня занятие, где учащиеся пробуют писать маслом, помимо традиционных техник росписи акрилом и гуашью.

А вот основы живописи в колледже преподают в кабинетах рисования. Оказалось, что муляж человеческого скелета стоит в такой аудитории не случайно. На академических уроках по композиции и живописи есть пластическая анатомия. Это для того чтобы учащиеся знали расположение костей и мышц, понимали, как правильно написать человека.

Еще одна не менее интересная творческая лаборатория — керамическая мастерская. Мы увидели, как  из комочка пластической глины рождаются белорусские свистульки-птички.

— Наши «пташки» запоют еще громче, когда мы завершим декорирование изделий, произведем утильный, первый, обжиг и обжиг с глазурью, — комментирует процесс мастер Светлана Богданович. — Самое главное, соблюдать технологию, быть усидчивым и педантичным. Настоящего керамиста-профессионала, наверное, и отличают эти качества. Ремесло ведь наше, традиционное, непростое. И кому, как не нам, его продолжать?

И дерево, и глина «оживают» в руках

Чтобы рассказать первокурсникам о национальном искусстве, в колледже есть музей белорусского народного творчества. Там представлены ремесла и промыслы наших предков — вышивка, ткачество, гончарство, керамика, резьба по дереву, лозо- и соломоплетение. В выставочном зале экспонируются работы, рассказывающие о направлениях, по которым ведется и велась подготовка специалистов. К последним можно отнести, например, профессии чеканщика, художника росписи по фарфору и витражиста. Сейчас, к сожалению, спрос на таких специалистов на рынке труда отсутствует.

Есть в колледже даже музей истории мебели. Он представляет собой несколько комнат с интерьером разных стилей — барокко Екатерины Великой, рококо, классицизм, комната в стиле Бедермейра и современная мебель. Настоящая гордость музея (и к тому же историческая ценность!) — мебель классицизма из штаба бобруйской армии XVIII века. Комплект из четырнадцати наименований появился на балансе учебного заведения благодаря усилиям Аркадия Ларина. В свое время руководитель узнал, что военные хотят отправить на помойку раритет, и предложил тогдашним владельцам диванов, кресел, банкеток и столов отдать мебель в музей училища. К слову, в колледже планируется сделать комнату памяти Ларина. Там будут собраны труды и личные вещи единственного в республике профессора-преподавателя в системе профтехобразования.

— Создание такой комнаты — это дань памяти, это наша история, — говорит директор колледжа Нина Костян. — Аркадий Егорович был удивительным человеком и прогрессивным руководителем: сорок лет своей жизни он отдал любимой работе — нашему учебному заведению. При нем весь Советский Союз знал, что такое пятнадцатое художественное профессионально-техническое училище!  Имя Аркадия Ларина — единственного в Беларуси профессора-преподавателя в системе профтехобразования — присвоено Бобруйскому государственному профессионально-техническому художественному колледжу.

Нина Федоровна на посту директора только несколько месяцев. По ее мнению, учебное заведение достаточно перспективное. Здесь готовят творческие рабочие кадры, поэтому особое внимание — ручному труду. А для того чтобы выпустить на рынок конкурентоспособного специалиста, должно быть соответствующее оборудование, станки, инструменты. Поэтому в краткосрочных планах — техническое перевооружение мастерских. Прорабатываются варианты капитального ремонта учебных корпусов, будет произведена модернизация первого общежития.

— Есть задумка на базе колледжа создать туристический центр, — размышляет Нина Костян. — Для этого нужно разработать туристический маршрут с включением в него экскурсии по нашим музеям и демонстрации Города мастеров, где можно увидеть, как в руках наших учащихся «оживают» дерево, глина, соломка, приобрести сувениры.

Изделия учебного заведения сегодня продаются в собственном магазинчике, который находится на территории колледжа. Предложение об организации такой торговли поступило из Могилевского агролесотехнического колледжа, где создан зоосад. А частные сувенирные магазины давно запрашивают у учебного заведения продукцию на реализацию. Поэтому сейчас колледж разрабатывает каталог своей продукции и задумывается о создании собственной системы менеджмента.

— Зарабатывать деньги на искусстве сегодня — нормальный процесс, — говорит Нина Костян. — И мы должны уметь конкурировать не только с учебными заведениями, но и с предприятиями. А ведь ценность наших изделий выше: они ручной работы!

Татьяна УСКОВА, «БН»

НА СНИМКАХ: директор Бобруйского государственного профессионально-технического художественного колледжа Нина КОСТЯН; мастер производственного обучения Вячеслав КРИЧКО рассказывает о технологии шлифования криволинейных кромок;  в музее мебели такая красота — ручной работы.

Фото Николая ЛЕОНОВА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter