Читатели задали вопросы о маршрутках и перевозчиках представителю Транспортной инспекции

«Пятнадцать сидят, пятнадцать над душой стоят»

Кто из нас не ездил на маршрутках? Наверняка, у редкого пассажира не будет нареканий на водителей и транспорт. То билеты не выдают, то от маршрута отклоняются, то вместо нормального микроавтобуса придет ржавая консервная банка... Неудивительно, что прямая линия вместо заявленного часа длилась полтора, от звонков не было отбоя. Куда жаловаться, если перевозчик отклоняется от расписания? В законе ли «стоячие» пассажиры? С какого возраста ребенка можно одного посадить на «таксичку»? На эти и другие вопросы отвечал заместитель начальника управления контроля автомобильного транспорта Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Сергей ГЛЕМБОВСКИЙ.


— Сергей Викторович, часто езжу в Минск на своей машине. Заметил, что экипажей Транспортной инспекции на трассе стало меньше. Означает ли это, что контроль над перевозчиками ослаб?

Константин

Житковичский район


— Нет, контроль над перевозчиками не ослаб. В 2009 году Указом № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» Транспортная инспекция исключена из списка надзорных органов, которые могут проводить внеплановые тематические оперативные проверки, но при этом активно проходят мероприятия технического характера. Сегодня контроль на автодорогах не исключен, но он носит профилактический характер. Наибольший же эффект дает аналитическая работа. Наши сотрудники активно используют базы данных. К примеру, мы сопоставляем базу данных Белгостехосмотра, Белгосстраха с информацией о пересечении государственной границы и в пунктах пропуска выявляем нарушителей.

— В прошлом году возвращались из Затоки в Беларусь на туристическом автобусе. Семья была уставшая после дороги, а тут еще на границе проверка Транспортной инспекции. В этом году планируем ехать на море, интересует, будут ли такие проверки? И правда ли, что в прошлом году нарушений со стороны перевозчиков было немало?

Иван 

Гомельская область

— Такие проверки в пунктах пропуска в прошлом году проводились впервые. Дело в том, что участились факты совершения ДТП с участием туристических автобусов, в том числе при перевозке детей. Чтобы максимально сэкономить время перевозчика и пассажиров, на совместном совещании Министерства транспорта и коммуникаций и Госпогранкомитета принято решение проверять туристические автобусы не на трассах, а в пунктах пропуска. Пока один водитель оформляет транспортное средство у пограничной или таможенной службы, второй показывает тахограммы работникам нашей инспекции. Если и были задержки, то исключительно по вине водителей. Они могли юлить, не предъявлять все документы, зная о нарушениях. В целом за летний период проверено 1240 автобусов, выполняющих международные перевозки пассажиров (935 белорусских и 305 иностранных), выявлено 185 нарушений режима труда и отдыха водителями и 7 фактов выполнения перевозок без прохождения гостехосмотра.

В этом году мы продолжаем контролировать автобусы с туристами. Нужно понимать, что основная цель — не проверки ради проверок, на кону безопасность людей. К тому же пассажиров работники Транспортной инспекции не беспокоят, выходить из салона не надо.

— А сколько часов подряд разрешено ехать водителю?

— За рулем водитель может находиться до 10 часов в сутки, главное, чтобы соблюдалось правило: после каждых четырех с половиной часов он отдыхал 45 минут. Если логистика выстроена правильно, то водители совмещают свой отдых с санитарными остановками. За положенные для отстоя автобуса 45 минут пассажиры успевают на заправке сходить в санузел и попить кофе.

— Добрый день! Как отличить регулярного перевозчика от нерегулярного? И почему на некоторых маршрутках (я такими ездила) составляют пофамильные списки пассажиров?

Светлана 

г. Могилев

— Отличить перевозчика регулярного сообщения от нерегулярного довольно просто по следующим критериям. Регулярный, как правило, отправляется с автовокзала и автостанции и старается придерживаться расписания, маршрута следования и остановок, потому что все это строго регламентировано областным оператором перевозок. В Могилевской области это ОАО «АТЭК-Могилев». Транспортное средство «регулярщика» оборудовано кассовым аппаратом, водитель может продавать билеты на остановках. Причем в билете есть информация о точке отправления и пункте назначения, может быть указано пассажирское место. Еще один отличительный знак: на самом микроавтобусе есть табличка вроде Минск—Могилев или Бобруйск—Минск. У перевозчиков нерегулярного сообщения должна быть табличка «Заказной» и всего один заказчик. Допустим, молодожены заказали микроавтобус для перевозки гостей на свадьбе или по заказу директора завода перевозчик доставляет к месту работы сотрудников. Водитель обязан составить список пассажиров на тот случай, если в дороге происходят неприятности.

Светлана, вот еще на что хочу обратить ваше внимание. В последнее время участились случаи, когда скрытые регулярные перевозки осуществляются под видом нерегулярных. Это нарушение закона. Вероятно, перевозчик, услугами которого вы пользовались, был одним из таких. О фактах, которые вызывают подозрения, нужно сообщать в Транспортную инспекцию с приложением, как говорится, доказательной базы: фото транспортного средства, билета, списка пассажиров.

— И все же не пойму, зачем регулярному перевозчику «косить» под нерегулярного?

— Причин много, основная — финансовая. Регулярный обязан заключать договор с оператором пассажирских перевозок (в каждой области, повторюсь, он свой: в Минской — «Миноблпассажиртранс», в Брестской — «Брестгортранс», в Витебской — Витебское областное КТУП «Оператор перевозок»). Все перевозки пассажиров регулярного сообщения частными компаниями организуются на основании договора с оператором, и перевозчик вносит, согласно договору, какие-то отчисления за право осуществлять деятельность, а также платит автовокзалу аренду за место. Перевозчики нерегулярного сообщения не обязаны заключать договор с оператором, отправляются откуда пожелают, расписание для них не составляется. Они более свободны.

— С какого возраста можно из Минска в Смолевичи отправить ребенка на маршрутке одного? И как платить, если внучка четырех с половиной лет сидит у мамы на руках?

Наталья

г. Смолевичи 


— В Правилах перевозок пассажиров сказано: в городских и пригородных перевозках пассажир обязан обеспечить сопровождение ребенка до 7 лет, при междугородных (это ваш случай) — до 14. Что касается покупки билета для ребенка четырех с половиной лет, то здесь следующее правило: до исполнения ребенку пяти лет можно не платить, но при этом требуйте у водителя бесплатный, так называемый льготный, билет. Он — гарантия ваших прав, если в дороге случается что-то непредвиденное.

— Есть у меня более серьезный вопрос. Каждый день езжу из Смолевичей в Минск на маршрутках, пользуюсь услугами компании «Евровиза». Транспорт в утренние и вечерние часы пик ходит с маленьким интервалом — каждые 8 минут. Но бывает, что и не вовремя. Приходит набитая битком маршрутка, не все в нее могут попасть. Когда спрашиваем, в чем дело, в ответ слышим: не хватает транспорта и водителей. Просили поменять расписание, чтобы люди могли планировать, как добираться на работу, но безуспешно. Как с этим бороться и куда жаловаться?

— Этот вопрос не в компетенции Транспортной инспекции. Компания «Евровиза» действует на основании договора с областным оператором «Мин­облпассажиртранс». Он каждому перевозчику составляет и утверждает расписание движения, а также определяет транспортные средства, которые будут перевозить людей. Вам нужно письменно обратиться в «Миноблпассажиртранс». Они проведут мониторинг пассажиропотока и потребности в транспортных средствах в разное время. На основании этого могут внести корректировки в расписание «Евровизы» либо заключить договор еще с одним перевозчиком на оказание таких же услуг жителям Смолевичей.

— А может ли Транспортная инспекция проверить наличие билетов? Бывает, не все водители дают квитки, ссылаясь на то, что кассовый аппарат не работает…

Николай

 Брестский район


— Пассажир должен четко знать, что невыдача билета — это нарушение Правил перевозок пассажиров автомобильным перевозчиком. Мы останавливаем маршрутки и проверяем билеты. В этом году зафиксировали 15 фактов невыдачи пассажирам билетов. Но, поймите, Транспортная инспекция не каждый день работает на определенных маршрутах. Если поступает обращение в электронном или письменном виде с приложением материалов (фото, видео, аудиозапись), по факту проводится разбирательство. И если факт невыдачи билета подтверждается, применяем в отношении перевозчика меру ответственности. За это нарушение грозит штраф от 4 до 10 базовых величин. Кроме того, информацию о невыдаче билетов пассажирам направляем в ИМНС.

— Сергей Викторович, мой сын-студент ездит из Пинска в Минск на маршрутке. Говорит, пару раз заходил последним и все четыре часа дороги сидел на приставном стуле. Мне кажется, это неправильно, если человек покупает билет, он должен рассчитывать на нормальное место…

Елена 

Пинский район


— То, о чем вы говорите, — переоборудование транспортного средства. Это серьезное нарушение, за которое Министерство транспорта и коммуникаций может прекратить действие лицензии перевозчика. В таком случае водитель преследует коммерческий интерес — заработать за рейс побольше, отодвигая на второй план безопасность людей. А если случится резкое торможение и этот стул улетит и покалечит людей? Плюс идет перераспределение нагрузки на ось. Вдобавок этот стул может загромождать проходы, в случае пожара он будет мешать пассажирам покинуть салон. Если у вас есть такие факты, просьба зафиксировать (сделать фото стула, маршрутки с регистрационным знаком, чтобы можно было идентифицировать транспортное средство и перевозчика) и прислать нам.

— Добрый день! Я живу в Минске, родом из Речицы. Установила себе на телефон приложение «Блаблакар» и, когда еду на родину на своей машине, беру попутчиков, чтобы возместить затраты на бензин. Недавно прочла, что одного водителя оштрафовали якобы за незаконную предпринимательскую деятельность. Но я никакой предпринимательской выгоды не преследую, просто возмещаю стоимость бензина. Законно это или нет?

Татьяна

г. Речица

— Татьяна, вы нарушаете закон и рискуете попасть в поле зрения налоговой инспекции как лицо, которое занимается незаконной предпринимательской деятельностью. Такого понятия «возместить стоимость бензина» нет, а факт передачи денежных средств от попутчиков можно трактовать как ваш доход. Министерство налогов и сборов имеет полномочия проводить контрольные закупки, в том числе и тех, кто пользуется приложением «Блаблакар».

Люди, которые соглашаются ехать со случайным водителем на сомнительном транспортном средстве, рискуют своей жизнью и здоровьем. Кто-нибудь из них спрашивает перед посадкой водительское удостоверение, талон с техосмотром? В свою очередь перевозчик регулярного сообщения раз в полгода обязан проходить техосмотр. Каждый раз перед выходом на линию он должен проверять техническое состояние авто и проводить медосвидетельствование водителя, а также иметь страховой полис на перевозку пассажиров.

— Звоню по просьбе мужа, у нас маршрутка. Хочется узнать, с какими явными неполадками вроде трещины на лобовом стекле, лысой резины нельзя выезжать на дорогу? На что еще инспекторы могут обратить внимание?

Елена

г. Мозырь

— Все технические неисправности, при которых участие в дорожном движении запрещено, перечислены в Приложении № 4 Правил автомобильных перевозок пассажиров. К примеру, отсутствует огнетушитель, отсутствует или просрочена аптечка, не работает привод управления дверями, шины имеют остаточную высоту рисунка протектора менее допустимой, на одной оси установлены шины с различным рисунком протектора и другое. Перед тем как выезжать на дорогу общего пользования, транспортное средство должно пройти проверку технического состояния.

— Скажите, есть ли какие-то ограничения по габаритам груза, перевозимого в маршрутке. Хотел перевезти велосипед-дамку с дачи в Брест, водитель не пустил в маршрутку.

Антон Петрович

— Детский велосипед перевозить можно в собранном виде, а вот «взрослый» перед транспортировкой придется разобрать и упаковать. Причем размеры упаковки по длине, ширине и высоте не должны превышать 200 сантиметров. Пассажир имеет право бесплатно провозить одно место маломерной ручной клади, длинномерные предметы размером до 151 сантиметра, а также инвалидную коляску, трость, костыли, ходунки и другие средства социальной реабилитации для личного пользования инвалидов, музыкальные инструменты в футляре, лыжи, клюшки, удочки, ружье в чехле, мелкий садовый инвентарь, детские санки, коляску. Но важно, чтобы ваш багаж не загромождал проход салона: если вдруг случится возгорание, пассажиры должны быстро и без проблем покинуть автомобильное средство.

Кстати, недавно Транспортная инспекция встала на защиту прав пассажира. В Минске перевозчик не пустил на борт автобуса женщину по причине того, что она «инвалид в коляске» (цитата из обращения заявителя). Хотя, согласно пункту 223 Правил автомобильных перевозок пассажиров, она имела право бесплатно провозить инвалидную коляску для личного пользования, и, согласно пункту 230 Правил, водитель обязан был оказать ей помощь при посадке и высадке из транспортного средства при ее согласии. За допущенные нарушения законодательства в области транспортной деятельности перевозчика привлекли к административной ответственности.

— Дети-студенты живут в городе, передаю с маршрутками сало, закатки, картошку. Это законно? И не накажут ли водителя, если он соглашается за символическую плату привезти передачу в Минск?

Галина Михайловна

 Столинский район

— Это нарушение со стороны водителя. Он должен перево­зить исключительно пассажира и его багаж. Налоговая инспекция может провести контрольную закупку. Сегодня это самый быстрый и простой способ проверить качество оказываемых перевозчиком услуг.

— Неопрятный вид водителя, грубое обращение с пассажирами, во время поездки он выплевывал шелуху от семечек под ноги и постоянно разговаривал по телефону — это может быть поводом обращения в Транспортную инспекцию? Ехал с таким, все заснял на видео.

Сергей

г. Любань 


— Конечно! В Правилах пассажирских перевозок среди обязанностей водителя прописано: он должен иметь опрятный внешний вид, не использовать домашнюю или спортивную одежду, быть вежливым, доброжелательным и тактичным при обслуживании пассажиров, не курить в салоне. Прикрепив материалы (видео, фото), вы можете написать нам. В Транспортную инспекцию часто присылают обращения с фотографиями дополнительно оборудованного места, билетами регулярных перевозчиков без указания пункта отправления и пункта прибытия. Бывают фото плохого внешнего вида маршруток или большой трещины на лобовом стекле. А вот с фактами, когда водитель разговаривает по телефону во время движения или не соблюдает скоростной режим, вам в ГАИ.

— Сергей Викторович, правда ли, что Транспортная инспекция в начале учебного года проверяет школьные автобусы?

Григорий Антипов

Мстиславский район


— Совершенно верно. Такие проверки под кодовым названием «Школьный автобус» обозначены в наших планах и проходят каждый год в начале сентября совместно с Госавтоинспекцией и местными органами власти. К транспорту, который перевозит детей, есть определенные требования, они закреплены в СТБ 2025 «Требования к школьным автобусам». К примеру, они должны быть желтого цвета, иметь спереди и сзади надписи «Дети», а на боковых наружных поверхностях — «Школьный». Есть свои требования к специальным световым сигналам (проблесковым маячкам), которые должны включаться при открывании дверей для посадки и высадки пассажиров. Сиденья в салоне должны быть обращены только вперед и оснащены ремнями безопасности. Госавтоинспекция проверяет, чтобы у водителя не было нарушений ПДД в течение определенного времени, а также школьный автобус не превышал скорость движения в 60 км/час.

— Можно ли перевозить животное в маршрутке? Моя собачка небольшая, безобидная, на руках умещается, вожу ее с собой на дачу. Но однажды водитель отказал в перевозе. И еще вопрос: в пятницу и воскресенье в маршрутку не протолкнуться, 15 сидят, еще 15 стоят над душой. Разве это нормально?

Тамара Шикавка

Воложинский район


— Сразу отвечу на второй вопрос: ненормально. Если в транспортном средстве перевозят больше пассажиров, чем предусмотрено мест для сидения, то это нарушение законодательства. За это работники Транспортной инспекции привлекают к ответственности. Однако есть автобусы, в которых предусмотрены стоячие места, в таком случае количество стоячих пассажиров не должно превышать норму, установленную организацией-изготовителем.

Теперь о животных. Если пассажир — инвалид по зрению, он имеет право провозить бесплатно в пределах республики специально обу­ченную собаку-поводыря. Мелких домашних животных, собак, кошек, птиц можно провозить бесплатно, но в боксах, клетках, ящиках, мешках или сумках с водонепроницаемым дном. При этом нельзя забыть о соблюдении пассажиром норм безопасности.

ostapchuk@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter